вторник, 25 декабря 2007 г.

Рынок ПО управления ИТ-инфраструктурой. Итоги и перспективы

Ольга Павлова, 21.12.2007, http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=105381

Как и год назад (см. PC Week/RE, № 1/2007), мы обратились к представителям ведущих компаний — производителей инфраструктурного ПО с вопросом, какие события прошедшего периода, на их взгляд, наиболее сильно повлияли на мировой и российский рынки ПО управления ИТ-инфраструктурой и какие изменения могут произойти в этой сфере в 2008 г. Поскольку список экспертов практически остался неизменным, это дало нам прекрасную возможность сравнить прогнозы, которые они дали в 2006-м, с оценкой событий уже свершившихся.
Сбылись ли прогнозы и ожидания?
Как считает Глеб Ладыженский, в уходящем году не произошло ничего такого, что могло бы кардинально повлиять на развитие инфраструктурного ПО: “Вектор движения ведущих разработчиков данного класса продуктов не изменился. Главной тенденцией и интригой момента остаётся консолидация ведущих игроков рынка, заставляя аналитиков делать многообещающие прогнозы о дальнейших приобретениях. В чисто идеологическом плане по-прежнему продолжается конкуренция двух концепций — объектно-ориентированного программирования и систем программирования, ориентированных на сервисную архитектуру”.
Что же касается прогнозов, высказанных год назад, то анализ полученных ответов показывает, что в целом они оправдались. В первую очередь это относится к развитию программных средств, основанных на сервисно-ориентированной архитектуре (SOA). “Пожалуй, самым важным событием 2007 г. было то, что корпорация Microsoft наконец-то сформулировала и представила компьютерному сообществу свою стратегию в области поддержки и развития SOA, — заявляет Глеб Ладыженский. — И это важно: ведь теперь все компании из “большой четверки” (IBM, Microsoft, Oracle и SAP, перечислены в алфавитном порядке. — Прим. ред.) весьма внятно сформулировали стратегии и особенности тактики в отношении этой архитектуры. Однако до технологической зрелости SOA пока очень далеко, и еще очень много предстоит сделать, чтобы предложить рынку зрелые системы проектирования и разработки для SOA (например, то, что делает IBM в рамках проекта Jazz)”.
Этого же мнения придерживается и Леонид Алтухов: “В уходящем году одной из востребованных была тема SOA и интеграции во всех ее аспектах: бизнес-процессы, информация, ресурсы. IBM предлагает не отделять ИТ от реального бизнеса, а смотреть, каким образом обеспечить эффективную динамику ИТ исходя из изменений бизнеса, среды, в которой работают компании, их развития и объемов бизнеса. Самым оптимальным способом для этого с точки зрения IBM является использование сервисно-ориентированной архитектуры, которая включает в себя как разные программные технологии, так и методы их использования. Сюда относится и модель CBM (Company Business Model), которая позволяет проанализировать реалии бизнеса, обеспечить эффективное управление бизнес-процессами на основе налаженной информационной инфраструктуры, а также обратную связь бизнес-аналитиков с тем, как проистекают бизнес-процессы внутри компании”.
Не менее важное значение имели и вопросы обеспечения информационной безопасности. “По итогам 2006 г. я говорил о том, что компании начнут смотреть в сторону обеспечения ИТ-безопасности с бóльшим интересом, — отмечает Сергей Лисачев. — В текущем году мы действительно видели повышенный интерес к таким продуктам. Примечательно, что помимо подразделений безопасности ими интересовались и специалисты отделов по сопровождению техники. Начало объединения двух ИТ-областей, управления и безопасности, я считаю переломным моментом. Этот процесс заставит ИТ-директоров по-новому взглянуть на комплексную систему управления инфраструктурой”.
Вместе с тем, как считает Виктор Буряков, главная тенденция мирового и локального (в большинстве случаев вынужденного) спроса на инфраструктурное ПО была предопределена в 2002 г. введением в США закона Сарбейнса — Оксли (SOX) и в том или ином виде продолжается и сегодня, в том числе за пределами США. “Анализируя историю развития применения ИТ в бизнесе, можно легко обнаружить архетипы Юнга применительно к истории эволюции человеческого общества: пещерный век, первобытно-племенной строй, создание государственно-правового строя и международное (межгосударственное) право, — поясняет он. — Отсюда ясно, что мы переходим на третий этап. Именно инфраструктурное ПО, главными элементами которого сейчас можно считать управление идентификацией сотрудников и разграничение предоставляемых им прав доступа (Identity &Access Management) со всеми сопутствующими элементами, а также в некоторой степени SOA, стало главным инструментом строительства “государственно-правового” строя и ликвидации анархии пока в корпоративных ИТ, а в недалеком будущем это станет платформой создания широкомасштабных систем э-правительства”.
По мнению Виктора Бурякова, в настоящий момент многие вендоры, работающие на рынке СНГ, по-прежнему продают инфраструктурное ПО с упором на такие побочные эффекты, как снижение рисков ИТ-безопасности и увеличение бизнес-отдачи от вложений в ИТ. Однако и на российском рынке после выхода ряда законов, в том числе Закона о защите персональных данных, стандарта ЦБ об информационной безопасности и т. д., тенденция развития инфраструктурного ПО как соответствующего этим документам будет усиливаться. “Старое правило, что в России жесткость законов обычно компенсируется необязательностью их исполнения, постепенно сходит на нет. Поэтому и в нашей стране внедрение соответствующего инфраструктурного ПО будет все больше приобретать характер вынужденного, что приведет нас к ситуации, когда не будет выбора “иметь или не иметь”. Проблема сузится до вопроса, какое ПО лучше иметь и как скоро и легко его можно внедрить”, — уверен он.
Среди других значимых направлений развития инфраструктурного ПО в 2007 г. Леонид Алтухов считает интеграцию ИТ-инфраструктуры: “Высокая экономическая стабильность в России в последние годы позволила компаниям не только преодолеть последствия кризиса, но и стремительно развивать свой бизнес. Тенденции к слиянию и укрупнению компаний, расширению охвата регионов приводят к возрастающей потребности в построении единой ИТ-инфраструктуры предприятия на основе решений и технологий, которые позволяют не только соответствовать быстрым темпам развития, но и сохранять инвестиции”. Он также подчеркивает: “Сегодня заказчики понимают, что изначально необходимо большое внимание уделять стратегии развития ИТ как неотъемлемой части общей стратегии компании, а также использовать инновации, которые позволяют обеспечить адекватное развитие ИТ-системы при быстром росте бизнеса”.
С ним согласен и Виктор Абрамов: “На мировой рынок, а значит, и на Россию в 2007-м повлияло то, что многие крупные компании и государственные органы начали активно переходить от внедрения систем класса ERP к реализации интеграционных решений. Данный процесс идет уже давно, но именно прошедший год, по нашему мнению, стал для него решающим. Это особенно заметно по тому, что сегодня не мы предлагаем интеграционное решение и объясняем, почему и зачем его надо реализовать, а сами топ-менеджеры крупных компаний и органов государственного управления обращаются к нам именно с предложением о совместном выполнении такого рода проектов. Теперь они понимают преимущества интегрированной ИТ-инфраструктуры”.
Помимо этого среди технологически важных событий года Глеб Ладыженский назвал становление системы программирования Ruby: “Интересно, что в условиях доминирования двух направлений в развитии объектно-ориентированного программирования (Java и Microsoft .NET), а также при вполне очевидном застое в смысле предложения принципиально новых решений в сфере информационных технологий всё-таки остается пусть и небольшая, но важная ниша для новых разработок”.
А по мнению Леонида Алтухова, очень актуальной для CIO стала тема повышения роли ИТ в бизнесе. “В связи с лавинообразным ростом потока информации еще горячее стала тема управления информацией (поиск и анализ данных для принятия решений, их интеграция, построение систем хранения). Особый интерес вызывают инновации, в том числе коллективные, и социальные сети. В связи с тенденцией и поддержкой на государственном уровне борьбы за легализацию ПО в России несомненно возрос интерес к открытым стандартам, ПО с открытым кодом и Linux”, — убежден он.
И наконец, Виктор Абрамов отмечает, что сильнее всего на российский рынок инфраструктурного ПО повлияли национальные проекты, реализация которых наиболее интенсивно началась именно в уходящем году: “Принятие этих проектов, особенно связанных с образованием и здравоохранением, потребовало от федеральных, региональных и муниципальных органов власти, чтобы они обратились к вопросам информатизации и среди них к инфраструктурному ПО”.
Что год грядущий нам готовит?
Как считают наши респонденты, в будущем году большинство отмеченных ими тенденций развития инфраструктурного ПО продолжатся в силу своего долгосрочного характера.
Вот что отметил Виктор Абрамов: “В 2008 г., по нашему мнению, мировая тенденция использования интеграционных решений для выстраивания прозрачной, гибкой и управляемой ИТ-инфраструктуры в крупных компаниях и государственных органах усилится. Это приведет к существенному спаду на рынке ERP-систем, но одновременно станет катализатором деятельности по построению на базе интеграционных решений BI-систем. В России мы надеемся получить ту же картину, какую в прошедшие годы наблюдали на мировом рынке. Особое ускорение этому процессу придадут всё те же национальные проекты и активно развиваемые государственные корпорации, комплексная информатизация которых возможна только на базе интеграционных решений, объединяющих разнородные системы управления в одну”.
Оптимистичной точки зрения придерживается и Виктор Буряков: “На следующий год Россия собирается наконец-то вступить в ВТО. Поэтому фактор соответствия принятым законам в области информационной безопасности еще более возрастет, а количество компаний, не просто желающих, а вынужденных внедрять необходимое инфраструктурное ПО, будет расти экспоненциально. Это подтверждает портфель потенциальных заказов, который уже сейчас мы имеем на предстоящий квартал”.
“На наш взгляд, возрастут требования к безопасности ИТ, качеству и надежности ПО, — говорит Леонид Алтухов. — Наблюдается и устойчивое стремление к сокращению расходов на обслуживание ИТ и централизованному администрированию. С развитием малого и среднего бизнеса будет формироваться еще более широкий спрос на решения, сначала для небольших задач, а затем с ростом бизнеса и для проблем корпоративного уровня. Кроме того, продолжится преобразование мышления специалистов от уровня разработки отдельных приложений к видению ИТ-архитектуры в целом и пониманию значения перспективной ИТ-стратегии”.
А вот Сергей Лисачев уверен, что весь 2008-й пройдет под флагом конвергенции средств обеспечения безопасности и управления, что позволит заказчикам сократить затраты на построение разрозненных архитектур и поддержание их работоспособности. “Дополнительно можно ожидать движения в сторону развития услуг, предоставляемых по модели “софт как сервис” — SaaS. Подобные шаги могут в корне перевернуть схемы лицензирования и методы управления”, -- отметил он.
Глеб Ладыженский добавляет: “Ситуация выглядит весьма стабильно, рынок инфраструктурного ПО развивается высокими темпами, продукты данной категории востребованы по всему миру, и поэтому никаких провалов или драматических изменений не произойдет. Ведущие производители инфраструктурного ПО заняты кропотливой работой по достраиванию и совершенствованию своих продуктовых линий в области SOA, и именно на этой площадке развернется главная борьба за заказчика. В рамках SOA наметилось существенное сближение ведущих игроков софтверного бизнеса и компаний, специализирующихся на производстве сетевого оборудования. Помимо этого опережающее развитие получит продуктовое направление корпоративных сервисных шин (Enterprise Service Bus, ESB), а также инструментов проектирования и исполнения бизнес-процессов. Много интересного произойдет и в области программного обеспечения Web 2.0, а особенно бурное развитие получат технологии и инструменты создания и развертывания коллажей (mash-up application) и ПО социальных сетей.
Продолжится процесс консолидации, ведущие игроки софтверного бизнеса развернут активное сканирование и поглощение наиболее интересных и многообещающих стартап-компаний. Однако кардинально ландшафт ИТ-рынка поменяется лишь в том случае, если окончательно разрешится судьба немногочисленных фирм, специализирующихся только в области инфраструктурного программного обеспечения, и они будут приобретены грандами софтверного (или компьютерного) бизнеса.
Что касается России, то у нас рынок инфраструктурного ПО невелик: общее количество реальных проектов в этой области ограничивается несколькими десятками в год. И дело тут не в отсталости рынка или недостатке финансирования. Причина — тяжелейший кризис кадрового обеспечения инфраструктурных проектов. По своей сути и специфике задействованного ПО такие проекты требуют достаточного числа специалистов очень высокой квалификации, обладающих всем комплексом знаний, навыков и умений, а также отработанными методологиями ведения проектов и высокой проектной культурой. Таких коллективов очень немного, и портфель их заказов полон. Так что 2008-й будет годом кадрового кризиса, и это станет основным ограничением роста рынка информационных технологий”.
И в заключение Глеб Ладыженский высказывает следующее предположение: “Будет ли ИТ-рынок в наступающем году столь же прибыльным, как и в 2007-м? Для ответа на этот вопрос любопытно обратиться к прогнозам специалистов по фэн-шуй. Мастер Реймонд Ло из Гонконга пишет: «Согласно китайскому календарю наступает год Крысы, который представлен двумя элементами: землей, находящейся вверху, и водой — внизу... Отрасль же высоких технологий в основном относится к элементу металла. Ее доходность зависит от альянса дерева и воды, которые для элемента металла означают соответственно деньги и продукт. Элемент воды, приходящий в 2008 г., означает высокую активность в области ИТ. Поэтому следует ожидать, что новый год будет благоприятен для бизнеса, связанного с высокими технологиями и Интернетом. Однако отсутствие элемента дерева в 2008-м может означать, что будет наблюдаться высокая активность, не приносящая реально высоких доходов, как это было в 2007-м»”.

Комментариев нет: