среда, 19 декабря 2007 г.

Новая версия 3.1 системы planningIT

Компания Alfabet представляет новую версию системы управления архитектурой предприятия и стратегического планирования ИТ planningIT.

Компания alfabet AG, ведущий поставщик программного обеспечения в области стратегического планирования и управления ИТ, представила в начале октября 2007 года новую версию 3.1 своего продукта planningIT. Новая версия предоставляет аналитикам и руководителям уникальные возможности сотрудничества для совместного развития бизнеса и ИТ, соответствующие следующему поколению решений в области управления архитектурой предприятия.
Среди новых функций системы planningIT – поддержка процесса управления бизнес-потенциалами (business capabilities). Новая мощная платформа управления позволяет провести сквозной стратегический анализ согласования инфраструктуры ИТ и бизнес-архитектуры и выявить сильные и слабые стороны в уровне поддержки со стороны ИТ бизнес-потенциалов компании, ее партнеров и клиентов.
Система Alfabet planningIT 3.1 также включает новые средства для более тесного согласования общей стратегии развития предприятия и его стратегии развития ИТ. Этот инструментарий позволяет службам, отвечающим за управление архитектурой предприятия, на систематической основе преобразовывать бизнес-стратегию компании в конкретные планы и проекты трансформации архитектуры предприятия. Кроме того, planningIT 3.1 предлагает новую рамочную модель федеративной архитектуры предприятия (federated EA), которая сочетает преимущества консолидации с эффективностью управления за счет предотвращения излишней централизации.
Питер Вайсбах, вице-президент компании T-Systems Business Services, дочерней компании немецкого концерна Deutsche Telekom, считает, что «новая платформа управления бизнес-потенциалами, реализованная в planningIT, позволяет компании начать структурированный диалог с клиентами и партнерами для реализации их стратегических целей».
Концепция бизнес-потенциалов (business capabilities) получила в последнее время мощное развитие. Бизнес-потенциалы определяются как система конкурентных преимуществ, необходимых для реализации бизнес-стратегии предприятия. Бизнес-потенциалы ранжируются для определения их влияния на бизнес предприятия. Критически важные для бизнеса бизнес-потециалы получают максимальный приоритет. Такие бизнес-потенциалы являются самым высокоуровневым элементом построения архитектуры предприятия.
Проведение приоритизации бизнес-потенциалов позволяет принять решения, определяющие области управления в масштабе всего предприятия. Бизнес-потенциалы не критически важные для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятия остаются в поле зрения соответствующих бизнес-подразделений, рабочих групп или сотрудников, с предоставлением им соответствующих прав для их свободного использования и изменения. Такое распределение бизнес-потенциалов по степени важности и правам по их управлению определяется требованиями разумной минимизации архитектурной сложности на каждом уровне управления – принципом архитектурного минимализма.
Концепция бизнес-потенциалов в сочетании с принципом архитектурного минимализма открывает возможность к интеграции лучших черт, свойственных централизованной и децентрализованной моделям управления предприятием. Централизованные решения обеспечивают управляемость и мощный эффект от взаимодействия нескольких бизнес-потенциалов критически важных для бизнес-стратегии предприятия. Создается также благоприятный контекст для децентрализации управления предприятием, способной обеспечить инновационный цикл через создание малых рабочих групп с высокой автономией в принятии решений, не обязательно согласуемых с общей стратегией предприятия.
Основные правила, заложенные в основу концепции бизнес-потенциалов:
  • построение иерархии приоритетов предприятия и приоритизация соответствующих этим приоритетам бизнес-потенциалов
  • разумное ограничение детализации области управления и архитектурной сложности объекта управления
  • обеспечение свободы принятия решения по поддержке бизнес-потенциалов в рамках компетенции подразделения, находящегося на соответствующем уровне управления
  • взаимодействие уровней управления для согласованной поддержки бизнес-потенциалов.
Цель предприятия в рамках концепции бизнес-потенциалов – построение эффективной архитектуры предприятия, позволяющей:
  • обеспечить сохранение поддержки критически важных бизнес-потенциалов
  • обеспечить достижение стратегических целей предприятия.

Управление бизнес-потенциалами

В версию planningIT 3.1 введен новый модуль «Управление бизнес-потенциалами», который позволяет службам по управлению архитектурой предприятия выделять и приоритизировать инициативы по улучшению недостаточно развитых бизнес-потенциалов. Управление бизнес-потенциалами в контексте архитектуры предприятия – в частности архитектуры приложений – позволяет planningIT 3.1 поддерживать анализ текущих показателей эффективности деятельности компании в сравнении с желаемыми показателями эффективности с построением их иерархической взаимосвязи. Этот метод позволяет выделить ключевые бизнес-потенциалы компании и обеспечить их приоритетную поддержку со стороны ИТ. С другой стороны, выделение бизнес-потенциалов, не дающих компании конкурентных преимуществ, позволяет сократить их поддержку или передать ее сторонним провайдерам на аутсорсинг. Новая функциональность версии 3.1 обеспечивает более полную поддержку предприятий, нацеленных на переход к сервис-ориентированной архитектуре ИТ.

Согласование бизнес-стратегии и ИТ-стратегии

Новые возможности согласования стратегий, доступные в версии planningIT 3.1, делают эту систему единственным продуктом на рынке, который поддерживает учет потребностей организации для устранения разрыва между абстрактными стратегическими замыслами и ежедневной деятельностью по управлению архитектурой предприятия. Руководители ИТ подразделений часто сталкиваются с задачей преобразования бизнес-стратегии, сформулированной в слишком общих терминах (например, увеличить долю присутствия на рынке на 10%) на уровень реализации.
Модуль «Согласование стратегии», реализованный в planningIT, позволяет определить бизнес-стратегию на уровне, который позволяет транслировать ее в термины реализуемых изменений архитектуры предприятия. Более того, поддерживается определение стратегического плана развития ИТ, согласования бизнеса и ИТ на основе принципа «снизу-вверх», при котором контекст развития бизнеса учитывается в процессе формирования и мониторинга портфеля ИТ-проектов. Новый модуль открывает потребителям возможности для реализации процесса детализации стратегии в соответствии с корпоративной культурой и принятыми процедурами управления.

Федеративная архитектура предприятия

Крупные организации обычно построены по холдинговому принципу и входящие в них бизнес-подразделения существуют в условиях достаточно высокой автономии. Децентрализованная ИТ-инфраструктура затрудняет обеспечение разумной по стоимости, высокоэффективной, синергетичной, нацеленной на стратегическое развитие ИТ-поддержки бизнеса компании. Централизованная ИТ-инфраструктура, с другой стороны, сдерживает бизнес-подразделения в реализации максимально эффективной ИТ-поддержки их бизнес-целей. Принцип архитектурного минимализма позволяет объединить самые лучшие качества централизованного и децентрализованного подходов организации ИТ-инфраструктуры в рамках построения федеративной архитектуры предприятия.
Федеративная архитектура предприятия – комплекс взаимодействующих организационных архитектур (определенных в рамках предприятия), действующих в рамках концепции федерализма, в которой управление разделено между центральными органами управления и сравнительно автономными подразделениями при обеспечении баланса между организационной автономией и общими приоритетами предприятия. Центральные органы управления архитектурой обеспечивают единые стандарты и реализацию единой бизнес-стратегии предприятия. Структурные подразделения самостоятельно реализуют автономные стратегии и обеспечивают поддержку локальных бизнес-процессов.
Федеративная архитектура построена по принципу взаимодействующих доменов. Домен – это контейнер содержащий описание определенной самостоятельной части бизнеса. Домены позволяют описывать предприятие с функциональной точки зрения. Подобное представление предприятия является необходимым при переходе к сервис-ориентированной архитектуре (SOA). С помощью доменов, структура предприятия разделяется на взаимосвязанные сегменты, каждый из которых содержит определенный набор элементов архитектуры. Такими элементами могут быть: бизнес-функции, бизнес-объекты, бизнес-процессы, бизнес-приложения и т.д. Для достижения эффективного ландшафта ИТ в рамках сервис-ориентированной архитектуры, конкретный элемент архитектуры может иметь только один основной домен. В то же время, домен может включать неограниченное число объектов – архитектурных артефактов. Объект может быть связан с доменами, отличными от первичного, однако надо стремиться к ограничению количества связанных доменов. Домены строятся по иерархическому принципу и могут включать неограниченное количество субдоменов. Домен может включать свой глоссарий терминов, отличный по контексту от единого глоссария предприятия.
В домен могут включаться функциональные модули. Функциональный модуль – это набор бизнес-функций, которые объединяются по принципу соответствия определенным бизнес-требованиям, которые обычно могут быть реализованы бизнес-приложениями. Функциональный модуль выступает в роли прототипа приложения, который учитывает функциональные аспекты архитектуры предприятия. Функциональный модуль может иметь только один основной домен.
Поддержка федеративной архитектуры предприятия, реализованная в planningIT 3.1 позволяет компаниям создавать общекорпоративное единое архитектурное пространство с общими архитектурными элементами. Одновременно, существует возможность выделения бизнес-подразделений, если для них нужна дополнительная автономия при реализации их функций. В целом, это позволяет согласовать преимущества от консолидации, совместных усилий в рамках всего предприятия и преимущества от построения эффективной и гибкой структуры управления ИТ.
По утверждению исполнительного директора компании Alfabet AG Эрика Мазинга, «Новая версия planningIT открывает компаниям – пользователям этой системы - возможности по анализу, управлению и согласованию инициатив в области ИТ в соответствии со своими бизнес-приоритетами. Она поможет подразделениям ИТ сфокусировать свою текущую и будущую деятельность на бизнес-приоритетах и продемонстрировать высокую отдачу от инвестиций в развитие ИТ. Мы можем гордиться отзывами, полученными от наших ключевых клиентов и аналитиков, полученных в процессе разработки новой версии. Эти отзывы подтверждают нашу позицию как инновационного лидера на рынке».

Последовательное развитие alfabet planningIT

Версия 3.1 системы planningIT развивает функциональность ранее выпущенной в апреле 2007 года третьей версии системы planningIT, предлагающей пользователям большое количество возможностей. Среди главных особенностей, унаследованных версией 3.1 следует отметить:
  • модуль управления соответствием,
  • усовершенствованный пользовательский интерфейс,
  • улучшенная организация рабочего процесса,
  • возможность планирования бизнес-процессов.

Модуль по управлению соответствием лучшим практикам и стандартам

Модуль по управлению соответствием лучшим практикам и стандартам (Compliance Management) предлагает инструментальную поддержку процесса обеспечения постоянного соответствия изменений корпоративного ИТ-ландшафта требованиям, установленным законодательством развитых стран.
Обеспечение соответствия является заметной задачей, стоящей перед руководством крупных компаний. Например, исследование практики обеспечения соответствия Акту Сарбейна-Оксли (т.н. SOX 404), проведенное исследовательской компанией Gartner в сентябре 2006 года, показало, что в компаниях с численностью персонала более 10 тысяч человек затраты времени на обеспечение соответствия SOX 404 составляют в среднем 10-20 тысяч часов. В отдельных случаях на эти цели затрачивается более 100 тысяч часов.
Инструменты по обеспечению соответствия могут использоваться для снижения расходов при проведении соответствующих процедур в рамках реализации концепции «постоянного соответствия».
Ответственность ИТ по обеспечению соответствия:
  • определение перечня ИТ-систем, требующих обеспечения соответствия;
  • уменьшение рисков в отношении ИТ-систем;
  • непрерывный мониторинг, документирование и оценка изменений в ИТ-системах с точки зрения обеспечения соответствия;
  • подготовка отчетов по изменениям для оценки рисков.
Информационные системы, призванные помочь при обеспечении соответствия должны обеспечивать «постоянное соответствие» в следующих областях: единый репозитарий, процессное управление работами и аудит изменений. Они могут также применяться для интеграции процессов подготовки финансовой отчетности и внутреннего контроля. Подобная интеграция критически важна для большинства крупных и сложных по структуре компаний.
Информационная система alfabet planningIT 3.1 поддерживает методологию «постоянного соответствия» и устанавливает связь между задачей обеспечения соответствия и управлением архитектурой предприятия – как ключевым методом обеспечения соответствия.
Возможности модуля обеспечения соответствия:
  • Совместная оценка приложений с различных точек зрения (законодательство, технология, функциональность, инфраструктура, операции аутсорсинга)
  • Оценка безопасности данных в соответствии с различными стандартами безопасности
  • Включение документов в вопросы и ответы
  • Автоматическое формирование ответов на основе информационной базы planningIT™
  • Сбор информации с использованием шаблонов MS Word
Задачи обеспечения соответствия предполагают согласование корпоративных правил, с законодательными требованиями соответствия, с управлением рисками и стратегией. Это означает понимание бизнес-процессов для определения и предотвращения областей потенциальных рисков: как они исполняются, как они взаимодействуют, как реагируют на изменения. Обеспечение полного контроля над бизнес-процессами для обнаружения несоответствующей деятельности означает:
  • определение и документирование текущего состояния,
  • организацию процесса управления изменениями,
  • взаимодействие со всеми заинтересованными участниками и мониторинг.
В версии planningIT™ 3.1 поддерживаются процессы определения контрольных наборов, оценка объектов с использованием контрольных наборов, проведение аудита изменений и подготовка соответствующих отчетов.
Основное внимание при обеспечении соответствия уделяется контрольным наборам, определяемым конкретными стандартами (например, SOX, Basel II и т.п.). Контрольные наборы определяют типы архитектурных артефактов, которые являются объектами контроля и правила при определении тех артефактов архитектуры предприятия, которые нуждаются в эффективном управлении.
Отчетность по контрольным наборам позволяет показывать: статус готовности оценок по контрольному набору, оценки в соответствии с установленными метриками, детализацию от уровня применимого контрольного набора к конкретным контрольным артефактам.
Аудит соответствия в planningIT™ 3.1 осуществляется через:
  • подготовку отчетности по полноте покрытия контрольными наборами,
  • формирование отчетности по полноте оценок,
  • отчетность по соответствию оцениваемых артефактов,
  • проверку оцениваемых артефактов для определения корректности оценки,
  • выбор объектов и просмотр всех соответствующих контрольных объектов,
  • выбор контрольных объектов и просмотр всех соответствующих объектов.

Планирование бизнес-процессов.

Первоначально система planningIT™ ориентировалась на задачи стратегического планирования ИТ. Однако, в настоящее время компетенция системы planningIT™ расширена за счет решения задач планирования бизнес-процессов. Планирование бизнес-процессов включает в себя: изменение бизнес-модели, изменение портфеля маркетинговых продуктов (товаров и услуг) или каналов продаж.
На основе единого репозитария planningIT™ возможно построение текущей, целевой и планируемой моделей бизнес-архитектуры. Таким образом, система planningIT™ является инструментом подготовки принятия решений по трансформации бизнес-модели предприятия. Это позволяет обеспечить упрощенное приложение архитектуры предприятия к новой модели процессов и гарантированную постоянную корректность архитектуры предприятия в целом.
Планирование изменений в бизнес-процессах и анализ влияния изменений проводится с помощью создания и оценки сценариев. Сценариями называются решения по модели бизнес-процессов. Сценарии состоят из индивидуальных решений бизнес-процессов и наборов индивидуальных изменений, в том числе добавлений и удалений соответствующих решению по бизнес-модели.
Цепочки событий процессов представлены в разделе «Сервисные диаграммы» (Service Diagrams) соответствующих бизнес-процессов. Цепочки используются для различных вариантов бизнес-процессов. Для поддержки планирования на уровне сервисов бизнес-процессов в метамодель единого репозитария добавлены новые классы: «Активность сервисов» и «Простая активность» (Simple Activities). Они показывают, какой аспект бизнес-процесса может быть поддержан ИТ, а какой не может. Процессы документированы в степени, достаточной для аудита предприятия и требований по оценке качества.

Автоматизированный документооборот для сбора информации

Большая проблема для менеджеров на любом предприятии – сбор информации в структурированном виде. Чтобы обеспечить постоянное соответствие описания метамодели предприятия его реальному состоянию, система planningIT версии 3.1 предлагает механизм мастеров для поддержания данных.
Мастера обеспечивают сбор непротиворечивых данных и гарантируют их более высокое качество. Они позволяют организовать простой в использовании линейный документооборот и поддержку уведомлений. Даже пользователи со слабыми знаниями о planningIT™ теперь могут легко осуществлять ввод данных. Мастера могут быть настроены в соответствии с ролью человека, вносящего информацию. Поддерживается единое окружение для совместной работы.
Новый интерфейс пользователя
Версия planningIT 3.1 поддерживает пользовательский интерфейс, обеспечивающий интуитивный, простой способ навигации и создающий возможности для лучшего использования визуальных средств, включенных в решение planningIT. Дружественная для пользователя система навигации ориентирована на организацию рабочего документооборота в больших рабочих группах, включающих большое число пользовательских профилей.

Комментариев нет: