Виктор Галактионов, 20.05.2002
Журнал "Директор ИС", #05, 2002 год // Издательство "Открытые Системы" (http://www.osp.ru/)
Известно, что бизнес любой современной компании все больше и больше становится зависим от информационных технологий. Развитие отдельных направлений бизнеса, например развитие «карточного бизнеса» в банках, стало возможным исключительно благодаря появлению современных ИТ. Конечно, это справедливо и для предприятий других отраслей. Потому можно надеяться, что излагаемый опыт без значительных усилий по адаптации может быть использован в бизнесе любой другой, небанковской компании.
Особенности сегодняшнего уровня развития банковских информационных технологий заключается в том, что во многих банках, которые смогли сохранить свой бизнес после кризиса 1998 года и сегодня продолжают его активно развивать и наращивать, высокотехнологичные банковские решения внедряются на фоне продолжающейся эксплуатации программных систем и комплексов предыдущих поколений, зачастую морально устаревших. С другой стороны, остановка банковского бизнеса даже на несколько часов, тем более остановка на один или несколько дней для вывода из эксплуатации устаревшего программного обеспечения и ввода в эксплуатацию нового, в большинстве случаев будет равносильна утрате бизнеса. В этой ситуации в каждый момент времени необходимо иметь четкое представление о текущем статусе всех внедряемых и эксплуатируемых информационных систем, а также не менее четкое понимание их дальнейшего развития с учетом перспектив развития банка, его архитектуры как архитектуры предприятия. (В англоязычной литературе — методиках, статьях, стандартах — этому соответствует термин enterprise architecture.)
Следует отметить, что архитектура предприятия существует независимо как от нашего сознания, так и от размера этого предприятия — будь то глобальная корпорация, небольшой завод, малое торговое предприятие и т. п. У малого предприятия архитектура есть так же, как и у крупного, при этом они не слишком сильно различаются по составу компонентов. Однако одни руководители это понимают и могут себе позволить уделять внимание всем аспектам устройства своего же предприятия (это, как правило, руководители крупных компаний), а другие — нет. Иное дело, что у малого предприятия могут быть всего два-три продукта, миссия и стратегия в явной форме не зафиксированы (эта беда, кстати, встречается часто и в крупных компаниях), количество сотрудников составляет 30 человек и в производстве используется два компьютера с MS Word 97. Но и в таком случае это все и составляет архитектуру данного предприятия.
В статье представлен достаточно развернутый и одновременно прагматичный подход к организации работ по анализу архитектуры предприятия в целом и планированию системной архитектуры, в том числе к ее документированию. Основными целями документирования знаний о бизнесе (разработки архитектуры предприятия) являются обеспечение сохранности инвестиций в бизнес и прозрачности бизнеса на всех уровнях.
Прозрачность бизнеса начинается с прозрачности понимания архитектуры предприятия, с четкого разделения ее на три взаимозависимых уровня: стратегический уровень, уровень бизнес-архитектуры, уровень системной архитектуры. Системная архитектура определяется бизнес-архитектурой, и ее проектирование может осуществляться только на основании бизнес-архитектуры, которая в свою очередь зависит от стратегии предприятия. Этот подход позволяет, на наш взгляд, не только правильно организовать сами работы и произвести корректное разделение функций и ответственности бизнес-архитектора («бизнес-девелопера»), отвечающего за развитие бизнеса, то есть бизнес-архитектуры предприятия, и системного архитектора, но и, самое главное, выстраивать сбалансированную архитектуру предприятия, адекватно соответствующую его миссии и стратегии.
В начале статьи приведены основные определения. Затем рассмотрен состав и содержание системной архитектуры, проанализированы взаимосвязи сущностей бизнес-архитектуры и системной архитектуры. Достаточно детально рассмотрены фазы и участники жизненного цикла системной архитектуры, в частности функции участников. Наконец, в сокращенном виде представлена структура знаний, лежащих в основе системной архитектуры, и сделаны заключительные выводы.
Для целей системного анализа архитектура предприятия может рассматриваться в двух аспектах:
Таким образом, архитектура предприятия в общем случае описывается следующими последовательно зависимыми разделами (см. рис. 1 и рис. 2):
На рис. 1 показано, что выполнение плана миграции не означает замораживания развития бизнес- и системной архитектуры. Таким образом, планируемая системная архитектура является архитектурой «to be» только на определенном витке развития предприятия. Одновременно возврат к стратегическому уровню миссии и стратегических целей и задач не означает необходимость пересмотра миссии и стратегии. Но в конце каждого цикла обязательно проводится анализ эффективности разработанных и осуществленных мероприятий, при необходимости при второй итерации корректируются бизнес-архитектура, системная архитектура, реализуются новые планы миграции. В каждый момент времени может быть несколько циклов, каждый такой цикл не обязательно затрагивает все предприятие в целом, цикл может затрагивать отдельные направления, отдельные вопросы бизнеса и может быть зафиксирован в виде отдельного проекта.
При поэтапном плане миграции для фиксации достигнутых результатов возможно построение промежуточных (миграционных) одной или нескольких архитектур.
Миссия, стратегия и бизнес-цели определяют направления развития банка и ставят долгосрочные цели и задачи.
Бизнес-архитектура на основании миссии, стратегии развития и долгосрочных бизнес-целей определяет необходимые организационную структуру, структуру каналов продаж и функциональную модель банка, документы, используемые в процессе разработки и реализации продуктов. Функциональная модель описывает бизнес-процессы, направленные на реализацию текущих задач и перспективных целей.
Бизнес-архитектура включает в себя:
Далее под «решениями» будем понимать в зависимости от контекста не только конкретное оборудование и программные и информационные системы, но также принципы, стандарты и методологии, используемые при разработке или выборе информационных и программных систем, при выборе и конфигурации оборудования.
Планы миграции определяют сценарий перехода банка от текущего состояния к перспективному, определяемому стратегическими целями и задачами. Планы миграции определяют преобразования как бизнес-, так и системной архитектуры. При поэтапной миграции для целей формализации промежуточных результатов разрабатываются промежуточные (миграционные) одна или несколько бизнес- и системных архитектур. Планы миграции в соответствии с принятой в банке методологией управления проектами формализуются в виде отдельных проектов, включающих, в частности:
Прикладная архитектура включает в себя:
Сетевая архитектура включает в себя:
На рис. 4 приведены только сущности верхнего уровня. Каждая из сущностей распадается на совокупность более детальных сущностей. Так, только сущность «Продукты» распадается в конечном счете на более чем десять таблиц, включая продуктовые группы, тарифные планы, целевые сегменты клиентов и т. д.
Очевидно, что между всеми этими сущностями имеются сильные взаимосвязи. К примеру, реализация какого-либо продукта сопровождается определенными документами, поддерживается со стороны информационного обеспечения определенными приложениями и модулями, которые используют определенные базы данных. В процессе реализации этого продукта задействованы различные сотрудники и подразделения. Продукт имеет владельца.
На рис. 5 дано укрупненное графическое отображение архитектуры предприятия и определяющих ее компонентов.
Пример ключевых взаимосвязей между основными элементами бизнес-архитектуры и системной архитектуры показан на рис. 6 в форме ER-диаграммы.
Жизненный цикл системной архитектуры состоит из следующих фаз: (см. рис. 7):
На фазе использования осуществляется эволюционное развитие системной архитектуры в соответствии с ранее сформулированными принципами и без изменения основных технических и технологических решений.
ПРИМЕР. Пусть на фазе проектирования была разработана системная архитектура программы ведения бухгалтерского учета в центральном офисе и филиалах и осуществлено ее внедрение (фаза миграции). Знания о системной архитектуре этого решения переходят в стадию использования до момента возникновения новых бизнес-требований на доработку/модернизацию построенной системы. Знания системной архитектуры созданного решения используются компанией для построения хранилища данных с целью консолидации информации и последующего получения управленческой отчетности. Но основе этих знаний проектируется системная архитектура хранилища данных и затем системы управленческой отчетности, которые в последующем, пройдя свои стадии миграций, входят в фазы использования. Таким образом, можно говорить о многослойной модели системной архитектуры, в которой системная архитектура в различных слоях может находиться на различных стадиях жизненного цикла (см. рис. 8).
На фазе проектирования проводится разработка перспективной (to be) системной архитектуры, формулируются новые принципы построения системной архитектуры, вырабатываются в соответствии с этими принципами новые основные технические и технологические решения. Обычно причиной исполнения этой фазы являются существенные изменения в бизнес-архитектуре, появление новых бизнес-требований, существенным образом влияющих на системную архитектуру.
На фазе миграции осуществляется комплекс организационных, технических и технологических мероприятий, обеспечивающих переход системной архитектуры от текущего состояния к перспективному или к очередному промежуточному состоянию при поэтапной миграции в соответствии с подготовленными на предыдущей фазе миграционными планами.
Жизненный цикл системной архитектуры связан с жизненным циклом программных средств. Жизненный цикл программных средств (ПС) состоит из следующих основных фаз:
Описания фаз ЖЦ системной архитектуры, состава работ по системной архитектуре, проводимых в каждой фазе, исполнителей этих работ, а также соответствия фазам жизненного цикла ПС представлены ниже.
Фазе жизненного цикла системной архитектуры «Начальное документирование» нет прямого соответствия в фазах ЖЦ программных средств. Содержательно эта фаза представлена функциями ее активных участников (см. табл. 1).
Фазе жизненного цикла системной архитектуры «Использование» соответствуют следующие фазы ЖЦ программных средств:
Функции ее активных участников фазы «Использование» представлены в табл. 2.
Здесь может возникнуть вопрос: а куда делась разработка постановки задачи? И нужна ли она вообще? Фазе жизненного цикла системной архитектуры «Проектирование» соответствуют следующие фазы ЖЦ программных средств:
Все же поясним. Потребность в изменении бизнеса и, как следствие, необходимость перестройки бизнес-архитектуры может быть обусловлена:
Функции активных участников фазы «Проектирование» представлены в табл. 3.
Фазе жизненного цикла системной архитектуры «Миграция» соответствуют следующие фазы ЖЦ программных средств:
Таким образом, системная архитектура реально затрагивается на следующих фазах ЖЦ программных средств:
База знаний о системной архитектуре должна состоять как минимум из трех разделов:
Приводятся требования и ограничения, предъявляемые к системной архитектуре со стороны бизнес-архитектуры. Указываются все требования и ограничения — как сформулированные непосредственно в бизнес-архитектуре, так и дополнительные, сформулированные системным архитектором.
Приводится описание принципов построения системной архитектуры, вытекающих из указанных выше требований и ограничений.
Описываются главные технические и технологические решения, составляющие основу системной архитектуры. Например, это может быть решение об использовании ЭВМ AS/400 в качестве основной аппаратной платформы информационной системы банка или решение об использовании СУБД DB2 в качестве основного инструмента управления информационными ресурсами банка.
Каждое решение снабжается комментарием, поясняющим, каким образом данное решение соответствует сформулированным выше принципам построения системной архитектуры.
Главные решения, принимаемые в ходе проектирования системной архитектуры, оформляются отдельными документами, с кратким изложением предыстории, сути проблемы и принятого принципиального решения проблемы, обязательного в последующем при проектировании, разработке и внедрении информационной системы.
Указываются все требования, стандарты и ограничения, которым соответствует системная архитектура. При необходимости отдельные стандарты (требования, ограничения) или ссылки на них могут быть продублированы в последующих главах.
Даются ссылки (код, наименование, редакция и т. д.) на внешние стандарты. При необходимости приводятся полностью или частично тексты внешних стандартов.
Описываются внутренние стандарты (стандарты предприятия) с указанием кода (если присвоен), наименования, редакции и утвердившего органа.
Описываются дополнительные требования и ограничения, которым должна удовлетворять системная архитектура и элементы информационной инфраструктуры, не получившие статуса стандарта.
Поясняется, какие именно принципы построения системной архитектуры или принятые основные технические и технологические решения обусловили необходимость использования/учета данного стандарта/требования или ограничения.
Описываются прикладные системы (приложения), обеспечивающие исполнение бизнес-функций и бизнес-процессов и их взаимодействие. Уровень детализации описания должен соответствовать программному модулю, понимаемому как программная единица, самостоятельно хранимая в виде файла или раздела библиотеки.
Базы и хранилища данных
Содержит описание баз данных и иным способом организованных информационных массивов.
Системы управления базами данных
Содержит описание используемых систем управления базами данных.
Содержит план миграции от текущей системной архитектуры к перспективной.
Если предполагается поэтапная миграция, то сюда же включаются промежуточные миграционные планы.
Как указывалось ранее, план миграции оформляется в виде проекта. Таким образом, по каждому плану в раздел включаются все документы, предусмотренные принятой в Банке методологией управления проектами, как утвержденные, так и находящиеся в стадии разработки или согласования.
В силу ограниченного размера журнальной статьи разбор этих вопросов выходит за ее пределы. Отметим только, что для структуризации и документирования этих знаний возможностями программ MS Word или MS Excel не обойтись. Необходимо использование более развитых программных комплексов, но еще важнее использование соответствующих методик или даже методологий. Одним из таких руководств, которое, по опыту автора, удовлетворяет нужным требованиям, является «методология ARIS» (ARchitecture of Integrated Information System). Однако это совершенно другая тема, возможно, для другой статьи.
Журнал "Директор ИС", #05, 2002 год // Издательство "Открытые Системы" (http://www.osp.ru/)
В современных условиях особенно важно постоянно и правильно согласовывать ИТ-аспекты устройства современного автоматизированного предприятия с актуальными бизнес-аспектами. Делать это надо начиная с определения бизнес-архитектуры предприятия и согласованной с ней разработки системной архитектуры (ИТ-архитектуры). В предлагаемой статье автор делится практическим опытом разработки системных архитектур крупных банков и дает конкретные советы, как это можно делать — в том числе для предприятий иных отраслей.
Я — географ, а не путешественник. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням. Географ — слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Глава 15. Географ
Известно, что бизнес любой современной компании все больше и больше становится зависим от информационных технологий. Развитие отдельных направлений бизнеса, например развитие «карточного бизнеса» в банках, стало возможным исключительно благодаря появлению современных ИТ. Конечно, это справедливо и для предприятий других отраслей. Потому можно надеяться, что излагаемый опыт без значительных усилий по адаптации может быть использован в бизнесе любой другой, небанковской компании.
Особенности сегодняшнего уровня развития банковских информационных технологий заключается в том, что во многих банках, которые смогли сохранить свой бизнес после кризиса 1998 года и сегодня продолжают его активно развивать и наращивать, высокотехнологичные банковские решения внедряются на фоне продолжающейся эксплуатации программных систем и комплексов предыдущих поколений, зачастую морально устаревших. С другой стороны, остановка банковского бизнеса даже на несколько часов, тем более остановка на один или несколько дней для вывода из эксплуатации устаревшего программного обеспечения и ввода в эксплуатацию нового, в большинстве случаев будет равносильна утрате бизнеса. В этой ситуации в каждый момент времени необходимо иметь четкое представление о текущем статусе всех внедряемых и эксплуатируемых информационных систем, а также не менее четкое понимание их дальнейшего развития с учетом перспектив развития банка, его архитектуры как архитектуры предприятия. (В англоязычной литературе — методиках, статьях, стандартах — этому соответствует термин enterprise architecture.)
Следует отметить, что архитектура предприятия существует независимо как от нашего сознания, так и от размера этого предприятия — будь то глобальная корпорация, небольшой завод, малое торговое предприятие и т. п. У малого предприятия архитектура есть так же, как и у крупного, при этом они не слишком сильно различаются по составу компонентов. Однако одни руководители это понимают и могут себе позволить уделять внимание всем аспектам устройства своего же предприятия (это, как правило, руководители крупных компаний), а другие — нет. Иное дело, что у малого предприятия могут быть всего два-три продукта, миссия и стратегия в явной форме не зафиксированы (эта беда, кстати, встречается часто и в крупных компаниях), количество сотрудников составляет 30 человек и в производстве используется два компьютера с MS Word 97. Но и в таком случае это все и составляет архитектуру данного предприятия.
В статье представлен достаточно развернутый и одновременно прагматичный подход к организации работ по анализу архитектуры предприятия в целом и планированию системной архитектуры, в том числе к ее документированию. Основными целями документирования знаний о бизнесе (разработки архитектуры предприятия) являются обеспечение сохранности инвестиций в бизнес и прозрачности бизнеса на всех уровнях.
Прозрачность бизнеса начинается с прозрачности понимания архитектуры предприятия, с четкого разделения ее на три взаимозависимых уровня: стратегический уровень, уровень бизнес-архитектуры, уровень системной архитектуры. Системная архитектура определяется бизнес-архитектурой, и ее проектирование может осуществляться только на основании бизнес-архитектуры, которая в свою очередь зависит от стратегии предприятия. Этот подход позволяет, на наш взгляд, не только правильно организовать сами работы и произвести корректное разделение функций и ответственности бизнес-архитектора («бизнес-девелопера»), отвечающего за развитие бизнеса, то есть бизнес-архитектуры предприятия, и системного архитектора, но и, самое главное, выстраивать сбалансированную архитектуру предприятия, адекватно соответствующую его миссии и стратегии.
В начале статьи приведены основные определения. Затем рассмотрен состав и содержание системной архитектуры, проанализированы взаимосвязи сущностей бизнес-архитектуры и системной архитектуры. Достаточно детально рассмотрены фазы и участники жизненного цикла системной архитектуры, в частности функции участников. Наконец, в сокращенном виде представлена структура знаний, лежащих в основе системной архитектуры, и сделаны заключительные выводы.
Базовые понятия
Архитектура предприятия — это наиболее общее и всестороннее представление предприятия, в данном случае — банка, как хозяйствующего субъекта, имеющего краткосрочные и долгосрочные цели ведения своей основной деятельности, определенные миссией на региональном и мировом, в нашем случае — финансово-кредитном рынке, и стратегией развития, внешние и внутренние ресурсы, необходимые для выполнения миссии и достижения поставленных целей, а также сложившиеся правила ведения основной деятельности (бизнеса).Для целей системного анализа архитектура предприятия может рассматриваться в двух аспектах:
- статическом - по состоянию банка в некоторый фиксированный момент времени;
- динамическом - как процесс перехода (миграции) банка от текущего состояния к некоторому желаемому состоянию в будущем.
- миссия и стратегия, стратегические цели и задачи;
- бизнес-архитектура;
- системная архитектура.
Рис. 2.
Взаимозависимости и последовательности этапов разработки архитектуры предприятия |
- сформулированные миссия и стратегия банка, стратегические цели и задачи;
- бизнес-архитектура в текущем (as is) и планируемом (to be) состоянии,
- системная архитектура в текущем (as is) и планируемом (to be) состоянии;
- планы мероприятий и проектов по переходу из текущего состояния в планируемое.
Рис. 1. Циклическое развитие архитектуры предприятия |
При поэтапном плане миграции для фиксации достигнутых результатов возможно построение промежуточных (миграционных) одной или нескольких архитектур.
Миссия, стратегия и бизнес-цели определяют направления развития банка и ставят долгосрочные цели и задачи.
Бизнес-архитектура на основании миссии, стратегии развития и долгосрочных бизнес-целей определяет необходимые организационную структуру, структуру каналов продаж и функциональную модель банка, документы, используемые в процессе разработки и реализации продуктов. Функциональная модель описывает бизнес-процессы, направленные на реализацию текущих задач и перспективных целей.
Бизнес-архитектура включает в себя:
- предлагаемые и планируемые к реализации банком продукты и услуги (включая индивидуальные схемы их производства), формализованные в виде единого реестра продуктов и услуг, содержащего также клиентскую сегментацию, тарифы и владельцев продуктов;
- каналы продажи продуктов и услуг, построенные как на базе структурных и территориальных подразделений банка, так и на базе современных информационных технологий;
- функции и процессы по реализации внешних и внутренних продуктов и услуг, образующие деревья функций и процессов (далее - бизнес-функции и бизнес-процессы);
- финансовые и распорядительные документы (как в бумажном, так и в электронном виде), формализованные в виде единого реестра (альбома форм) документов банка;
- документопотоки, определяемые нормативными актами по внутреннему и внешнему документообороту;
- организационную структуру, включая штатное расписание банка и его территориальных подразделений, являющихся самостоятельными хозяйствующими единицами (юридическими лицами), комитеты, рабочие группы и ролевые функции отдельных сотрудников, должностные инструкции, положения о подразделениях и рабочих органах и другие документы, регламентирующие взаимоотношения и распределение ответственности между сотрудниками банка, а также между структурными подразделениями банка.
Далее под «решениями» будем понимать в зависимости от контекста не только конкретное оборудование и программные и информационные системы, но также принципы, стандарты и методологии, используемые при разработке или выборе информационных и программных систем, при выборе и конфигурации оборудования.
Планы миграции определяют сценарий перехода банка от текущего состояния к перспективному, определяемому стратегическими целями и задачами. Планы миграции определяют преобразования как бизнес-, так и системной архитектуры. При поэтапной миграции для целей формализации промежуточных результатов разрабатываются промежуточные (миграционные) одна или несколько бизнес- и системных архитектур. Планы миграции в соответствии с принятой в банке методологией управления проектами формализуются в виде отдельных проектов, включающих, в частности:
- определение проекта как совокупности задач и работ;
- фазы и сроки реализации проекта в целом и составляющих проект задач и работ;
- анализ конкурентной среды и рисков, связанных с реализацией проекта;
- состав статей расхода бюджета проекта;
- критерии успешности реализации проекта и ожидаемый экономический эффект.
Системная архитектура
Системная архитектура состоит из трех взаимосвязанных компонентов — прикладной архитектуры, архитектуры данных и технической архитектуры (см. рис. 3). Системная архитектура в системе стандартов данного предприятия определяет правила формирования своих компонентов и обеспечения взаимодействия между ними.Рис. 3.
Компоненты системной архитектуры |
- прикладные системы (приложения), обеспечивающие исполнение бизнес- функций и бизнес-процессов;
- интерфейсы взаимодействия прикладных систем между собой и с внешними системами и источниками или потребителями данных;
- средства и методы разработки и сопровождения приложений.
- автоматизированные базы данных, обеспечивающие накопление, хранение и обработку данных, определяемых бизнес-архитектурой;
- применяемые для этого системы управления базами данных или хранилищами данных;
- правила и средства санкционирования доступа к данным.
Сетевая архитектура включает в себя:
- локальные и территориальные вычислительные сети, включая физические собственные и арендованные каналы связи и каналообразующую аппаратуру;
- используемые в сетях коммуникационные протоколы, сервисы и системы адресации;
- аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы сетей в условиях чрезвычайных обстоятельств.
- аппаратные средства вычислительной техники - серверы, рабочие станции, накопители и другое компьютерное оборудование;
- операционные и управляющие системы, утилиты и офисные программные системы;
- аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы аппаратуры (главным образом - серверов) и баз данных в условиях чрезвычайных обстоятельств.
- координация работ ИТ-подразделений по документированию текущей системной архитектуры на начальном этапе и последующее поддержание базы знаний о системной архитектуре в актуальном состоянии;
- определение перспективных направлений развития системной архитектуры в соответствии со стратегическими целями и задачами банка, детализированными в форме перспективной бизнес-архитектуры;
- проектирование (совместно с другими профильными подразделениями по информационным технологиям) перспективной системной архитектуры и планов миграции от текущего состояния к перспективному;
- формулирование требований и ограничений к создаваемым или внедряемым средствам автоматизации, обеспечивающим качество и целостность системной архитектуры;
- контроль непротиворечивости системных архитектур, разработанных в рамках различных проектов;
- контроль соблюдения требований по обеспечению качества и целостности системной архитектуры подразделениями банка, осуществляющими разработку, обслуживание и эксплуатацию информационных систем.
Взаимосвязи системной архитектуры и бизнес-архитектуры
Архитектура предприятия полностью описывается следующими сущностями (см. рис. 4):- Миссия и стратегия банка, стратегические цели и задачи.
- Продукты и бизнес-процессы.
- Документы.
- Организационная структура.
- Приложения.
- Данные.
- Оборудование.
- Планы мероприятий и проектов по переходу из текущего состояния в планируемое.
Рис. 4. Взаимосвязь сущностей верхнего уровня архитектуры предприятия |
Очевидно, что между всеми этими сущностями имеются сильные взаимосвязи. К примеру, реализация какого-либо продукта сопровождается определенными документами, поддерживается со стороны информационного обеспечения определенными приложениями и модулями, которые используют определенные базы данных. В процессе реализации этого продукта задействованы различные сотрудники и подразделения. Продукт имеет владельца.
Рис. 5. Архитектура предприятия и место в ней системной архитектуры |
Пример ключевых взаимосвязей между основными элементами бизнес-архитектуры и системной архитектуры показан на рис. 6 в форме ER-диаграммы.
Рис. 6.
Сущности и взаимосвязи двух архитектур |
Жизненный цикл системной архитектуры
Для регламентации жизненных циклов (ЖЦ) систем в целом (в том числе предприятий), а также их информационных систем и программных средств (ПС), в частности, существует ряд стандартов. Они предусматривают возможности приспособления моделей ЖЦ, в том числе фаз (стадий) к особенностям конкретного предприятия и проекта. Таким образом, описанные в данном и следующем разделах фазы ЖЦ не противоречат нормативным и не являются догмой. Их преимуществом в смысле использования в данной статье является простота и опыт практического применения.Рис. 7.
Жизненный цикл системной архитектуры |
- начальное документирование;
- использование;
- проектирование;
- миграция.
На фазе использования осуществляется эволюционное развитие системной архитектуры в соответствии с ранее сформулированными принципами и без изменения основных технических и технологических решений.
ПРИМЕР. Пусть на фазе проектирования была разработана системная архитектура программы ведения бухгалтерского учета в центральном офисе и филиалах и осуществлено ее внедрение (фаза миграции). Знания о системной архитектуре этого решения переходят в стадию использования до момента возникновения новых бизнес-требований на доработку/модернизацию построенной системы. Знания системной архитектуры созданного решения используются компанией для построения хранилища данных с целью консолидации информации и последующего получения управленческой отчетности. Но основе этих знаний проектируется системная архитектура хранилища данных и затем системы управленческой отчетности, которые в последующем, пройдя свои стадии миграций, входят в фазы использования. Таким образом, можно говорить о многослойной модели системной архитектуры, в которой системная архитектура в различных слоях может находиться на различных стадиях жизненного цикла (см. рис. 8).
Рис. 8.
На фазе проектирования проводится разработка перспективной (to be) системной архитектуры, формулируются новые принципы построения системной архитектуры, вырабатываются в соответствии с этими принципами новые основные технические и технологические решения. Обычно причиной исполнения этой фазы являются существенные изменения в бизнес-архитектуре, появление новых бизнес-требований, существенным образом влияющих на системную архитектуру.
На фазе миграции осуществляется комплекс организационных, технических и технологических мероприятий, обеспечивающих переход системной архитектуры от текущего состояния к перспективному или к очередному промежуточному состоянию при поэтапной миграции в соответствии с подготовленными на предыдущей фазе миграционными планами.
Жизненный цикл системной архитектуры связан с жизненным циклом программных средств. Жизненный цикл программных средств (ПС) состоит из следующих основных фаз:
- анализ осуществимости;
- разработка технического задания;
- разработка технического проекта;
- разработка и документирование ПС;
- тестирование ПС;
- внедрение ПС;
- эксплуатация ПС;
- вывод ПС из эксплуатации.
Описания фаз ЖЦ системной архитектуры, состава работ по системной архитектуре, проводимых в каждой фазе, исполнителей этих работ, а также соответствия фазам жизненного цикла ПС представлены ниже.
Начальное документирование
Фазе жизненного цикла системной архитектуры «Начальное документирование» нет прямого соответствия в фазах ЖЦ программных средств. Содержательно эта фаза представлена функциями ее активных участников (см. табл. 1).
Таблица 1.
Использование
Фазе жизненного цикла системной архитектуры «Использование» соответствуют следующие фазы ЖЦ программных средств:
- Разработка технического задания на ПС.
- Разработка технического проекта ПС.
- Тестирование ПС.
- Внедрение программных средств.
Функции ее активных участников фазы «Использование» представлены в табл. 2.
Таблица 2.
Проектирование
Здесь может возникнуть вопрос: а куда делась разработка постановки задачи? И нужна ли она вообще? Фазе жизненного цикла системной архитектуры «Проектирование» соответствуют следующие фазы ЖЦ программных средств:
- Подготовка технического задания на ПС.
- Подготовка технического проекта ПС.
Все же поясним. Потребность в изменении бизнеса и, как следствие, необходимость перестройки бизнес-архитектуры может быть обусловлена:
- изменениями миссии или стратегии;
- изменениями рыночной ситуации;
- регулирующими органами.
Функции активных участников фазы «Проектирование» представлены в табл. 3.
Таблица 3.
1 Если предполагается существенное изменение системной архитектуры, может быть признано целесообразным осуществлять поэтапный переход от текущей системной архитектуры к перспективной с разработкой промежуточных вариантов системной архитектуры для каждого этапа. В этом случае основные фазы жизненного цикла системной |
Миграция
Фазе жизненного цикла системной архитектуры «Миграция» соответствуют следующие фазы ЖЦ программных средств:
- Тестирование программных средств.
- Внедрение программных средств.
Таблица 4.
- На фазе "Разработка технического задания на ПС" производится анализ существующей системной архитектуры с целью возможности и целесообразности использования существующих ресурсов для решения вновь поставленных бизнес-задач. Кроме того, при подготовке технического задания по возможности учитываются требования и ограничения, накладываемые существующей системной архитектурой.
- На фазе "Разработка технического проекта ПС" производится собственно формирование или изменение системной архитектуры, необходимое для реализации вновь поставленных бизнес-задач. Требования и ограничения, накладываемые существующей системной архитектурой, учитываются в целях обеспечения преемственности и минимизации расходов на модернизацию.
- На фазах "Тестирование" и "Внедрение" разработанных программных средств требования системной архитектуры используются для формирования необходимой технологической среды для проведения испытаний и эксплуатации этих ПС.
Состав базы знаний по системной архитектуре
Поскольку только перечни того, что необходимо знать о системной архитектуре, очень велики для изложения в журнальной статье (они составляют десятки позиций), далее описаны лишь разделы соответствующей базы знаний и сделана попытка хотя бы наметить содержание этих разделов.База знаний о системной архитектуре должна состоять как минимум из трех разделов:
- Текущая системная архитектура.
- Перспективная (планируемая) системная архитектура.
- Планы миграции.
- Принципы построения системной архитектуры.
- Основные технические и технологические решения.
- Требования и стандарты.
- Прикладная архитектура.
- Техническая архитектура.
- Архитектура данных.
Принципы построения
Приводятся требования и ограничения, предъявляемые к системной архитектуре со стороны бизнес-архитектуры. Указываются все требования и ограничения — как сформулированные непосредственно в бизнес-архитектуре, так и дополнительные, сформулированные системным архитектором.
Приводится описание принципов построения системной архитектуры, вытекающих из указанных выше требований и ограничений.
Основные решения
Описываются главные технические и технологические решения, составляющие основу системной архитектуры. Например, это может быть решение об использовании ЭВМ AS/400 в качестве основной аппаратной платформы информационной системы банка или решение об использовании СУБД DB2 в качестве основного инструмента управления информационными ресурсами банка.
Каждое решение снабжается комментарием, поясняющим, каким образом данное решение соответствует сформулированным выше принципам построения системной архитектуры.
Главные решения, принимаемые в ходе проектирования системной архитектуры, оформляются отдельными документами, с кратким изложением предыстории, сути проблемы и принятого принципиального решения проблемы, обязательного в последующем при проектировании, разработке и внедрении информационной системы.
Требования и стандарты
Указываются все требования, стандарты и ограничения, которым соответствует системная архитектура. При необходимости отдельные стандарты (требования, ограничения) или ссылки на них могут быть продублированы в последующих главах.
Даются ссылки (код, наименование, редакция и т. д.) на внешние стандарты. При необходимости приводятся полностью или частично тексты внешних стандартов.
Описываются внутренние стандарты (стандарты предприятия) с указанием кода (если присвоен), наименования, редакции и утвердившего органа.
Описываются дополнительные требования и ограничения, которым должна удовлетворять системная архитектура и элементы информационной инфраструктуры, не получившие статуса стандарта.
Поясняется, какие именно принципы построения системной архитектуры или принятые основные технические и технологические решения обусловили необходимость использования/учета данного стандарта/требования или ограничения.
Прикладная архитектура
Описываются прикладные системы (приложения), обеспечивающие исполнение бизнес-функций и бизнес-процессов и их взаимодействие. Уровень детализации описания должен соответствовать программному модулю, понимаемому как программная единица, самостоятельно хранимая в виде файла или раздела библиотеки.
Техническая архитектура
Сетевая архитектура
Содержит описания территориальной коммуникационной инфраструктуры и локальных вычислительных сетей (ЛВС).Архитектура платформ
Содержит описание операционных систем и оборудования раздельно по серверам и рабочим станциям.Архитектура данных
Базы и хранилища данных
Содержит описание баз данных и иным способом организованных информационных массивов.
Системы управления базами данных
Содержит описание используемых систем управления базами данных.
План миграции
Содержит план миграции от текущей системной архитектуры к перспективной.
Если предполагается поэтапная миграция, то сюда же включаются промежуточные миграционные планы.
Как указывалось ранее, план миграции оформляется в виде проекта. Таким образом, по каждому плану в раздел включаются все документы, предусмотренные принятой в Банке методологией управления проектами, как утвержденные, так и находящиеся в стадии разработки или согласования.
Заключение
Выше мы показали, что состав и содержание знаний о системной архитектуре представляют собой глубоко структурированный набор сильно взаимосвязанных сведений. Причем взаимосвязи не ограничиваются связями между сущностями системной архитектуры (см. рис. 3), но и тесно связаны с сущностями бизнес-архитектуры. Так, на практике часто возникает необходимость найти ответ на следующие вопросы:- Кто в банке выполняет ту или иную бизнес-функцию, насколько регулярно выполняет, какое событие вызывает выполнение этой бизнес-функции, автоматизировано или нет автоматизировано или выполнение этой бизнес-функции?
- Какая информация является входящей для той или иной бизнес-функции, кто является поставщиком этой информации, в каком виде она поступает ?
- Какие программные средства используются для выполнения той или иной бизнес-функции, какие еще ИТ-функции выполняют эти программы, какие базы данных и справочники используются, какие экраны и какие отчеты формируются программой?
- Какая информация является входящей и выходящей для той или иной программы, в каком виде поступает входящая информация и формируется исходящая?
- Каким образом организовано информационное взаимодействие двух программ: через формирование/чтение файла, непосредственно через API, через электронную почту, через системы уровня middleware, какова структура информационного обмена, какова периодичность?
- Какие подразделения используют ту или иную программу, кого нужно уведомить при изменении программы или какого-либо регламента?
- Используется ли в настоящий момент та или иная ИТ-функция программы, кем используется, насколько часто?
В силу ограниченного размера журнальной статьи разбор этих вопросов выходит за ее пределы. Отметим только, что для структуризации и документирования этих знаний возможностями программ MS Word или MS Excel не обойтись. Необходимо использование более развитых программных комплексов, но еще важнее использование соответствующих методик или даже методологий. Одним из таких руководств, которое, по опыту автора, удовлетворяет нужным требованиям, является «методология ARIS» (ARchitecture of Integrated Information System). Однако это совершенно другая тема, возможно, для другой статьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий