суббота, 29 марта 2008 г.

Управление портфелем проектов. Новые методологические подходы и инструменты

Андрей Белозеров, Генеральный директор компании "Центр Внедрения "ТЕКОРА", ITeam

Управление проектами в эпоху рыночной России начало активно развиваться в 90-х годах – появились профессиональные объединения, стандарты, системы сертификации по управлению проектами. В конце 90-х годов и начале 21 века управление проектами получило широкое распространение как управленческая технология в бизнесе и превратилось из более теоретической области знаний в практически применимую дисциплину.
На сегодняшний день большинство российских компаний находятся на ненулевом уровне зрелости по управлению проектами и на передний план выходят такая управленческая технология, как управление портфелем проектов.
Стабилизация российской экономики, ужесточение конкурентного взаимодействия, диверсификация бизнесов и организационных структур компаний – все это ведет от точечного развития (реализовывавшегося через конкретные проекты) к необходимости осуществлять поступательное сбалансированное развитие (достигать весь комплекс стратегических целей с учетом рисков и ограниченности ресурсов корпорации) – т.е. управлять портфелем проектов.
В данной статье рассказывается о некоторых методологических подходах к управлению портфелем проектов и о возможностях, заложенных в новый продукт по управлению портфелем проектов – Microsoft Project Portfolio Server.

Определение портфеля проектов как объекта управления

На сегодняшний день существует целый ряд методологических подходов к управлению портфелем проектов, каждый из которых дает свое определение, и по-своему структурирует жизненный цикл управления портфелем проектов:
  • стандарт PMI по управлению портфелем проектов
  • Национальные Требования к компетенции специалистов по управлению проектами
  • ряд методологических наработок российских и зарубежных консалтинговых компаний.
В данной статье не приводится анализ различий в методологических подходах, а портфель проектов определяется таким образом, чтобы наиболее прозрачно продемонстрировать управленческие инструменты, которые могут быть применимы на практике.
Провести некоторую черту между управлением проектами и управлением портфелем можно следующим образом:
Другими словами, управление портфелем отвечает на вопрос «Какие проекты являются правильными, т.е. имеют максимальную ценность для компании?», а управление проектами позволяет правильно управлять этими правильными проектами – т.е. достигать проектные цели, не выходя за рамки проектных ограничений, тем самым обеспечивая эту ценность.

Жизненный цикл управления портфелем проектов

Фаза Создания портфеля проектов

Основной целью фазы создания портфеля проектов является формирование пула проектов, которые потенциально затем могут быть инициированы и приняты к реализации. Т.е. на данной фазе осуществляется сбор проектных (инвестиционных) инициатив и заявок без учета финансовых и иных ограничений Компании.
В разных компаниях данная фаза может быть организована по-разному – в зависимости от масштаба компании и объема проектных заявок. В основном, все это сводится к двух-шаговой структуре:
  1. сначала проектная идея прорабатывается укрупненно (в разных компаниях могут использоваться различные формы – Проектная заявка, Инвестиционная заявка, Запрос на реализацию проекта и т.д.). Цель этой проработки – получение оценки того, насколько данная идея удовлетворяет стратегическим целям Компании и является ли реализация данной идеи целесообразной и актуальной.
  2. после согласования и утверждения проектной идеи (инвестиционной заявки) проводятся технологические, экономические и иные изыскания/расчеты (в форме ТЭО, Бизнес-плана и т.д.). Целью данных расчетов является оценка того, насколько эффекты от реализации данной идеи соответствуют вложениям в ее реализацию.
После согласования и утверждения Бизнес-плана, данный проект попадает в пул проектов, потенциально интересных для реализации в составе портфеля проектов.
В крупных компаниях данные 2 этапа могут разбиваться на подэтапы. Например, для многих крупных компаний характерно разбиение этапа 2 на два подэтапа:
  1. Расчет проекта без учета возможностей по его финансированию (когда принимается, что проект будет финансироваться за счет собственных средств). На этом этапе рассматриваются альтернативы с точки зрения технологических и организационных вариантов реализации проекта, выбирается оптимальный вариант и для него рассчитывается экономическая эффективность.
  2. Расчет проекта с учетом альтернативных вариантов его финансирования (связанное кредитование, проектное финансирование, гранты, долевое участие и т.д.). На этом этапе учитывается различная стоимость денег, привлекаемых из различных источников, а также возможности по разделению проектных рисков с внешними участниками.

Фаза отбора портфеля проектов

Целью фазы отбора портфеля проектов является отбор проектов в портфель с учетом финансовых и иных ограничений портфеля. Т.е. на данной фазе из полученного на фазе создания пула потенциальных проектов создается тот портфель, который будет принят к реализации.
Типичный процесс на данной фазе также состоит из двух этапов, которые могут модифицироваться в зависимости от специфики бизнеса и организационной структуры компании:
  1. Ранжирование (приоритизация) проектов. Т.к. в условиях ограниченности финансовых ресурсов для Компании крайне важно реализовывать наиболее эффективные и стратегически значимые проекты, то на первом этапе необходимо выстроить проекты в порядке убывания их значимости для того, чтобы на следующем этапе производить отбор.
    Ранжирование может производиться по различным критериям. В рыночно-ориентированных компаниях в основном ранжирование опирается на экономические и инвестиционные показатели (NPV, срок окупаемости и т.д.).
    В компаниях, владеющих инфраструктурой и капитальными объектами, часто в ранжировании участвуют технологические показатели – т.е. проекты приоритизируются по их технологической эффективности.
    В компаниях, которые помимо экономической эффективности, несут на себе нагрузку в виде социальных и государственных обязательств (естественные монополии, госкомпании), в ранжировании могут участвовать показатели социальной эффективности и другие, более специфичные, показатели.
    На данном этапе наиболее силен субъективный фактор – включаются лоббистские силы, которые пытаются доказать руководству, что их проекты самые эффективные и нужные для компании.
    Для того чтобы максимально уйти от данного субъективного фактора, необходимо разрабатывать соответствующие методики, в которых были бы прописаны показатели и принципы, на основании которых осуществляется ранжирование.
  2. Отбор проектов. После того как проекты проранжированы, начинается этап отбора – какие принять к реализации, а какие нет. Наиболее приоритетные отбираются в первую очередь, наименее – в последнюю.
    При этом вариантов решений может быть много – например, если у компании не хватает средств на реализацию каких-то проектов, она может привлечь эти деньги с рынка и реализовать больше проектов, что увеличит совокупную эффективность портфеля.

Фаза планирования портфеля проектов

На фазе планирования портфеля проектов осуществляются:
  • запуск проектов (назначение менеджеров проектов, формирование организационных структур, выпуск Уставов проектов)
  • допланирование (детализация всех видов планов относительно приведенных в бизнес-плане до степени, необходимой для успешной реализации проекта)
  • выделение ресурсов (выделение конкретных людей, производственных мощностей и т.д.)
Спецификой данной фазы относительно фаз инициации и планирования отдельных проектов является то, что при планировании портфеля проектов должны учитываться разделяемые ресурсы (т.е. те ресурсы, которые будут потребляться несколькими проектами) – и ресурсные конфликты должны разрешаться уже на этой фазе.

Фаза управления реализацией

На фазе управления реализацией выполняются следующие задачи:
  • мониторинг выполнения проектов в портфеле, анализ отклонений при реализации проектов и их влияния на связанные проекты и портфель в целом;
  • координация ресурсов. В ходе реализации некоторые проекты могут приостанавливаться, а их ресурсы перебрасываться на другие, более приоритетные проекты.
С учетом всего вышеописанного типовой жизненный цикл управления портфелем проектов более детально можно схематично изобразить следующим образом:

Обзор Microsoft Project Portfolio Server

В 2006 году корпорация Microsoft приобрела продукт UMT Portfolio Manager – один из лидировавших на то время продуктов в области управления портфелем проектов. В этом же году на базе данного продукта Microsoft выпустил свой продукт под названием Microsoft Project Portfolio Server и встроил его в семейство продуктов для управления проектами Enterprise Project Management.
В результате новая линейка продуктов теперь покрывает полный жизненный цикл управления портфелем проектов:
Project Portfolio Server включает в себя 3 основных модуля:
  1. Portfolio Builder – данный модуль предназначен для сбора проектных заявок и формирования пула проектов, которые потенциально могут быть интересны для реализации.
По умолчанию в Portfolio Builder заложена следующая логика:
  • Пользователь создает заявку на проект (Project Request), в котором указываются основные параметры заявки (описание проектной идеи, соответствие стратегии, оценка затрат и доходов, рисков, ресурсов и т.д.). При этом форма заявки может настраиваться – туда могут включаться те поля, которые содержатся в форме заявки на проект, приведенной в корпоративном стандарте Компании по управлению портфелем проектов.
  • После создания заявка начинает свое движение по маршруту согласования. При этом маршруты также могут настраиваться.
  • После согласования заявка утверждается, и на основе утвержденной заявки разрабатывается бизнес-план (Business Case), в котором приводятся уже более детальные параметры проекта.
  • После создания бизнес-план также запускается по маршруту согласования. При этом маршрут для бизнес-плана может быть отличным от маршрута заявки на проект.
  • После согласования и утверждения бизнес-план попадает в пул потенциально интересных проектов и в дальнейшем участвует в ранжировании и отборе.
При этом по умолчанию логика при внедрении системы может быть переопределена в соответствии с корпоративным стандартом по управлению портфелем проектов. Например, может быть реализована 3-х этапная схема (заявка – ТЭО – бизнес-план).
  1. Portfolio Optimizer – данный модуль является самым интересным и ценным в продукте и предназначен для оптимизации портфеля проектов.
2.1. Первый этап оптимизации портфеля – Ранжирование проектов, которое включает в себя следующие шаги:
Для того чтобы проранжировать проекты по их стратегической значимости, мы сначала должны проранжировать стратегические цели – чтобы определить, какая из них более важна, а какая – менее. Поэтому первый шаг - это попарное сравнение стратегических целей Компании:
Цель 1 Цель 2 Цель 3 Цель 4 Цель 5
Цель 1 Критично важнее Сильно важнее Сильно менее важно Критично менее важно
Цель 2 Ненамного важнее Ненамного менее важно Эквивалентно
Цель 3 Эквивалентно Сильно важнее
Цель 4 Ненамного важнее
Цель 5
В такой таблице мы определяем, какие цели более важны, какие менее.
После заполнения данной матрицы Project Portfolio Server автоматически рассчитывает рейтинг целей:
После того, как мы получили отранжированный перечень стратегических целей, мы начинаем ранжировать проекты по их стратегической значимости, для чего производим оценку влияния проектов на стратегию:
Цель 1 Цель 2 Цель 3 Цель 4 Цель 5
Проект 1 Критичное Нет Сильное Критичное Нет
Проект 2 Сильное Сильное Нет Сильное Незначительное
Проект 3 Среднее Нет Сильное Среднее Нет
Проект 4 Незначительное Незначительное Среднее Незначительное Сильное
Проект 5 Нет Нет Нет Нет Незначительное
При этом шкала для каждой цели может быть различна. К примеру, если у нас цель увеличить долю рынка на 10%, то если проект увеличивает долю рынка на 0,5% - это слабое влияние, если на 1-3%-среднее и т.д.
После заполнения данной матрицы, система по аналогии с целями строит перечень проектов, отранжированный по их стратегической значимости:
Ранжирование по экономическим факторам производится более просто – простым сравнением значений заданных параметров.
После ранжирования проектов система строит карту инвестиций, отталкиваясь от которой, уже можно принять предварительные решения о том, какие проекты наиболее вероятны к реализации, а какие – наименее:
За цвет и объем кружочков, обозначающих проект, могут браться любые величины – риски, экономические эффекты и т.д. Соответственно зеленые (в данном случае означающие наименьший риск), большие по диаметру (экономическая эффективность) и высокие по приоритету – это наиболее вероятные к принятию в реализацию проекты.
2.2. Второй этап оптимизации портфеля – Отбор проектов, который включает в себя следующие шаги:
Первый шаг – отбор проектов с учетом ограничений портфеля. Наиболее распространенное ограничение – бюджетное. Допустим, у Компании есть 40 рублей, а пул потенциальных проектов, сформированный на этапе создания портфеля, включает следующие проекты:
Затраты Стратегическая значимость
Проект 1 10 20%
Проект 2 20 25%
Проект 3 15 30%
Проект 4 5 50%
ИТОГО 50
Система автоматически отберет проекты с учетом данного ограничения:
  1. Проект 4 (как наиболее стратегически важный)
  2. Проект 3
  3. Проект 2
И на этом деньги Компании закончатся – т.е. при заданных ограничениях Проект 1 не будет принят к реализации.
Следующий шаг отбора – Учет проектных взаимосвязей. Предположим те же условия, но Проект 1 связан с Проектом 4 (т.е. реализация Проекта 4 невозможна без реализации Проекта 1 и наоборот). Включив это ограничение, система отберет проекты следующим образом:
  1. Проект 4 (как наиболее стратегически важный)
  2. Проект 1 (как связанный с проектом 4)
  3. Проект 3 (по приоритету)
Таким образом, при данных ограничениях Проект 2 не попадет в портфель.
Следующий шаг отбора – Учет политических проектов (Force-In/Force-Out Projects). Несмотря на все попытки уйти от субъективного фактора, все равно в Компании всегда будут проекты, которые инициированы высшим руководством и которые должны войти в проект вне зависимости от их реальной эффективности.
Предположим те же условия, но Проект 1 является политически важным (т.е. должен быть принят к реализации вне зависимости от ограничений).
Включив это ограничение, система отберет проекты следующим образом:
  1. Проект 1 (как политически важный)
  2. Проект 4 (как стратегически значимый)
  3. Проект 3 (по приоритету)
Таким образом, при данных ограничениях Проект 2 не попадет в портфель.
После того, как мы промоделировали наш портфель с учетом наличия различных ограничений, Система строит диаграмму соответствия отобранного портфеля стратегии:
Эта диаграмма показывает, насколько значимые стратегические цели (коричневые столбцы) профинансированы теми проектами, которые отобраны в портфель (синие столбцы). Из диаграммы мы видим, что самые важные цели недофинансированы. Видимо, это возникло вследствие того, что были включены ограничения – например, были отобраны политические проекты, не связанные со стратегией, что привело к снижению общей эффективности портфеля с точки зрения достижения стратегии.
Таким образом, моделируя портфель с учетом наличия различных видов ограничений, Компания может отобрать для себя наиболее эффективный портфель проектов к реализации.
  1. Portfolio DashBoard – модуль для мониторинга портфеля проектов на этапе реализации.
После того, как портфель отобран, и проекты инициированы, детальные плановые и фактические данные по проектам попадают на цифровую панель, на которой отображается вся информация о реализации проектов.
При этом данные на цифровую панель могут попадать из Project Server и других иформационных систем. Используя данный инструмент, руководство Компании может, не вдаваясь в детали, контролировать ход реализации портфеля проектов и своевременно принимать необходимые решения.

Заключение

Хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что функциональность Project Portfolio Server действительно заслуживает уважения, для многих российских компаний использование такой функциональности является завтрашним днем (особенно функциональности по оптимизации портфеля).
Это обусловлено тем, что во многих компаниях еще не сложились и не устоялись практики успешной работы базовых процедур – таких, как формализация проектных идей в заданных унифицированных форматах (инвестиционные заявки и т.д.), расчет экономической эффективности проектов, ранжирование, отбор и т.д.
Поэтому, несмотря на эффективность инструмента, первоначально при создании управленческой системы необходимо задуматься о методологии управления портфелем проектов – разработать соответствующие корпоративные стандарты, регламенты и методики, и только после этого переходить к внедрению информационных инструментов. При таком подходе создание интегрированной системы управления будет не предметом безвозвратного расходования средств, а средством увеличения эффективности бизнеса.

Комментариев нет: