вторник, 8 января 2008 г.

Бюджет для SOA

И вот снова наступила пора, когда все ИТ-отделы сгорбились над проектами бюджета 2008. Всех мучают одни и те же вопросы: «Сколько денег нам нужно? На что именно они будут потрачены? На чем можно сэкономить?». Разумеется, ответить на все эти вопросы в одной статье невозможно. Однако, что нам мешает провести обзор тех сфер, инвенстирование в которые неизбежно и необходимо? Это будет полезно и своевременно.
1. Подготовка базы для SOA – Как правило, хорошая программа по подготовке базы для SOA рассчитана на срок от 3 до 6 месяцев и предполагает использование внутренних и внешних ресурсов. Обычно результатом программы становится подготовка следующего стандартного пакета документов: SOA-стратегия и «дорожная карта», Обновленнные Версии SOA-методологии, Эталонная SOA-архитектура, Разработка Стандартов и Планирование Управлением SOA. В среднем на осуществление этого уходит $200-400 тыс. (внешние ресурсы) и 2/4 рабочего времени ваших сотрудников (внутренние ресурсы).
2. Реализация SOA-инфраструктуры – За последние несколько лет вендоры усовершенствовали и продолжают усовершенствовать поставляемые ими SOA-решения. Большинство крупных компаний оценивают и приобретают необходимое им ПО в 4 этапа, каждый из которых обычно занимает примерно год.
Этап 1
Приобретение программного обеспечения. Как правило, программное обеспечение включает в себя стандартный набор управления Реестрами, Репозиториями, Промежуточным ПО и Web-сервисами. Такое лицензированное корпоративное программное обеспечение обойдется вам в $750 -1.25 млн., в зависимости от размеров вашей компании.
Этап 2
На данном этапе обычно занимаются вопросами безопасности и интеграции. Как правило, для обеспечения безопасности используют шлюзы защиты SOA и другие оконечные устройства. Для осуществления интеграции компаниям требуются механизмы оркестровки ESB (корпоративных шин) и сервисные механизмы/адаптеры. На все это требуется $400-800 тыс.
• Этап 3
Данный этап предполагает уже комбинирование Корпоративных Приложений (EA) и технологий усовершенствованной интеграции (Advanced Integration). В тех организациях, где отсутствуют инструменты моделирования EA, необходимо срочно их приобрести и заложить основу, необходимую для моделирования процессов, сервисов и информации. Под технологиями Advanced Integration обычно понимается комбинация Данных, используемых в качестве Сервисных инструментов (соединитель EII фирмы Augat, управление мастер-данными MDM), а также интеграция унаследованных и существующих систем. Это достаточно дорого, сумма варьируется в зависимости от того, что именно вы хотите. Если вы начинаете с нуля, то за все вышеперечисленное вам придется выложить от $1-2.5 млн.
• Этап 4
На данном этапе вся деятельность концентрируется вокруг использования сервисов. Здесь речь идет о клиент-ориентированных платформах (AJAX, Web 2.0, Next-Gen Portal, Composite Application Tools и др.) и об инструментах качества, которые будут проверять и контролировать используемые сервисы. Организации приобретают платформы тестирования SOA и инструменты управления ресурсами. Это несколько дешевле, чем приобретения, упомянутые в предыдущем этапе, однако вы должны быть готовы к тому, что это может стоить $250-800 тыс.
3. Формирование Команды по управлению SOA - После того как была определена SOA-стратегия и разработана «дорожная карта SOA», необходимо создать команду, которая бы занималась продвижением SOA на вашем предприятии. Круг необходимой деятельности включает в себя Управление программами, Управление портфелем сервисов, Управление сервисными продуктами. Понадобятся также архитектор SOA-инфраструктуры, администратор SOA-инфраструктуры и пара SOA-консультантов, которые будут вовлечены в проекты, а также анализ и документирование полученных результатов. Опять же, как видите, здесь необходимо сочетать внутренние и внешние (SOA-консультанты) ресурсы. На это потребуется $0,5-1 млн. Вышеописанная команда специалистов должна руководить выбором SOA-инфраструктуры, а также доработать и привести в порядок документацию, определенную Программой подготовки базы для SOA.
4. Анализ сферы корпоративных приложений (EA) – Совершенно очевидно, что все затраты на планирование SOA, развитие инфраструктуры и управление напрасны, если вы не «создаете сервисы» как таковые. Удивительно, но во многих организациях как раз об этом и забывают. Как правило, анализ сферы корпоративных приложений выполняется корпоративными архитекторами, имеющими большой опыт в области моделирования процессов и сервисного дизайна. Они выбирают предметную область (например, Продажи, Цепь Поставок и т.д.) и выполняют в ней инжиниринг процессов, моделирование процессов, идентификацию сервисов, анализ сервисов, сбор и определение требований к композитным приложениям. Практика показывает, что часто вся эта деятельность является результатом совместных усилий глобального реинжиниринга процессов или рационализации/консолидирования приложений в масштабах всего предприятия. Все это может осуществляться в разных масштабах, однако вряд ли вам удастся потратить на это меньше $300 тыс. Обычно в организациях параллельно анализируется сразу несколько предметных областей. К сожалению, на большинстве предприятий ощущается нехватка финансирования EA-отделов и нехватка сотрудников в них. Так что делайте ставку на расширение отдела за счет новых квалифицированных сотрудников, либо привлекайте внешние ресурсы.
5. Обучение персоналу работе в условиях SOA и смена стиля управления – К несчастью, специалистами в области SOA не рождаются. Ими становятся. Персонал необходимо обучать и переквалифицировать. Менеджеры, аналитики, архитекторы, разработчики, специалисты по контролю за качеством, персонал, обеспечивающий оперативную поддержку – всех их нужно обучать. Задача сводится к тому, чтобы обучить каждого сотрудника действовать в рамках своей части SOA-решения. Случается, что даже после переобучения в деятельности некоторых сотрудников не будет наблюдаться никаких перемен (например, это часто случается с архитекторами, которые так и продолжают работать с изолированными приложениями). Это серьезная помеха на пути к SOA. В таком случае потребуется внести некоторые изменения в стиль управления, чтобы либо подтянуть таких сотрудников и направить их в русло сотрудничества, либо устранить помеху, заменив их новыми квалифицированными сотрудниками. В среднем организации посылают на переобучение от 100 до 300 сотрудников. Кроме того, необходимо, чтобы руководители ИТ-отделов посещали конференции. Затраты на все это составят примерно $150-400 тыс.
6. Формирование отдела интеграции и построение SOA – Продолжая вести свою деловую активность, организации постоянно привносят все новые и новые пакеты приложений и формируют новые системы для своих бизнес-клиентов. Эти системы будут проходить контроль через центр управления SOA. Центр управления SOA решает, стоит ли превращать в сервисы те или иные приложения, а также требует, чтобы системы подчинялись требованиям управления. Пакеты приложений часто требуют активизации того или иного сервиса и сервис-ориентированной интеграции, а новые системы – сервис-ориентированного анализа, дизайна, проектирования и тестирования. Если вы думаете, что ваш поставщик предложит вам уже готовые сервисы, то вы ошибаетесь. Дизайн и конструирование сервисов, впрочем, как и всего нового, скорее всего, станет делом рук ваших специалистов или центра разработок, существующего в вашей организации. И только когда вы, наконец, почувствуете, что построение SOA и осуществление интеграции стали для ваших сотрудников привычными и вошли в практику их деятельности, вам следует обратиться в тот центр разработки информационных технологий, которому вы доверяете. Пока, в целях планирования, мы рекомендуем вам для начала просчитать затраты, не связанные с сервисами. Для этого используйте вашу внутреннюю расчетную схему, а затем к полученному результату прибавьте еще 20-35% на то, чтобы превратить ваше ПО во встроенные сервисы с возможностью совместного и повторного использования.
Итак, даже самый приблизительный подсчет показал, что построение SOA-архитектуры влетит в копеечку и займет несколько лет. Но это того стоит. Однако это лишь приблизительный подсчет. Более точный прогноз сделать невозможно, не имея информации о каждом, отдельно взятом предприятии. Для того чтобы ваши подсчеты были точны, обратитесь к специалистам-консультантам.

Комментариев нет: