среда, 19 декабря 2007 г.

Управление бизнес-требованиями и архитектурой приложений

Управление бизнес-требованиями и управление архитектурой приложений. Решения компании Alfabet AG.
Вячеслав Ерохин
Широкое внедрение информационных технологий в бизнес-практику привело к возникновению множества новых задач, связанных со стратегическим управлением ИТ-инфраструктурой. Среди таких задач можно выделить задачи «Управление бизнес-требованиями» и «Управление архитектурой приложений».
«Управление бизнес-требованиями» и «Управление архитектурой приложений» являются важными самостоятельными задачами управления ИТ-инфраструктурой. Однако, эффективное решение этих задач возможно, на наш взгляд, только при их увязывании с другими задачами, в рамках единого процесса стратегического планирования ИТ.

Стратегическое планирование

Задачи «Управление бизнес-требованиями» и «Управление архитектурой приложений» должны быть частью процесса стратегического планирования ИТ. В системе alfabet planningIT cстратегическое планирование состоит из нескольких разнонаправленных процессов.
Первый процесс – планирование «сверху-вниз». Он включает следующие этапы:
  • Формирование стратегии ИТ на основе бизнес-стратегии предприятия. Такая ИТ-стратегия определяет высокоуровневое описание долгосрочной поддержки бизнеса со стороны ИТ-инфраструктуры.
  • Определение рисков, слабостей и разрывов в поддержке ИТ-инфраструктурой ключевых бизнес-процессов (бизнес-поддержка) и прямой трансляции в действия по планированию ИТ.
  • Формирование мастер-плана ИТ – высокоуровневое планирование поддержки бизнеса на уровне приложений.
Второй процесс – планирование «снизу-вверх» состоит из следующих этапов:
  • Формирование запросов на изменение ИТ-инфраструктуры, порожденных в соответствии с текущими потребностями бизнеса или стратегией предприятия. Бизнес-требование может быть привязано к элементу архитектуры предприятия (приложение, бизнес-функция и т.п.) для выявления взаимодействия бизнес-требований и архитектуры.
  • Подготовка решений на основе запросов на изменение ИТ-инфраструктуры. Такие решения оформляются в виде набора сценариев для реализации бизнес-требований.
  • Подготовка предложений конкретных проектов или программ (совокупности проектов) для удовлетворения набора требований.
Третий процесс – документирование текущей архитектуры предприятия:
  • Построение метамодели, описывающей архитектуру предприятия. Такая метамодель включает описание различных уровней архитектуры предприятия: бизнес-уровень, уровень приложений, информационный уровень, технический уровень и физический уровень. Метамодель позволяет отследить и установить взаимосвязи между всеми уровнями архитектуры с существенной детализацией для поддержки любой задачи планирования ИТ, включающей консолидацию и оптимизацию требований, предложений и сценариев.
  • Документирование текущей архитектуры предприятия в едином репозитарии. Единый репозитарий предназначен для поддержки различных стадий развития архитектуры, поэтому требуемый уровень сбора данных должен соответствовать требованиям задач планирования.
Планирование «сверху-вниз», планирование «снизу-вверх» и документирование текущей архитектуры позволяют в совокупности построить карты планов трансформации текущей архитектуры. Трансформация текущей архитектуры состоит в:
  • разработке и публикации целевой архитектуры, отражающей специфику бизнеса предприятия в сочетании с корпоративными архитектурными стандартами;
  • управлении планом трансформации от модели текущей архитектуры к модели целевой архитектуры через разработку и реализацию планируемых архитектур.

Управление жизненным циклом ИТ

Задачи «Управление бизнес-требованиями» и «Управление архитектурой предприятия» являются частями другого, еще более общего процесса «Управление жизненным циклом ИТ» (ITLM). Информационная система Alfabet planningIT реализует поддержку этого процесса от момента сбора бизнес-требований до формирования ИТ-бюджета.
На наш взгляд, необходимо рассматривать управление жизненным циклом ИТ в связи с аспектами бизнес-процессов и бизнес-сервисов. Только при таком подходе методы управленческого учета позволяют достичь согласованного планирования ИТ от требований к бюджету.
Управление жизненным циклом ИТ предполагает координацию большого числа соучредителей с противоречивыми интересами, бюджетами и отчетными факторами, особенно между ИТ подразделениями и бизнес-подразделениями. Каждый участник этого процесса должен иметь опору в виде «ролевой» системы, которая определяет права доступа, просмотра информации и соответствующие инструменты планирования для руководителей ИТ служб, архитекторов предприятия и систем, контроллеров, ИТ-менеджеров, менеджеров проектов, бизнес-аналитиков и конечных пользователей различных бизнес-приложений.
Система Alfabet planningIT предлагает поддержку ролевого распределения прав доступа пользователей – участников процесса планирования. Эта поддержка обеспечивается за счет формирования ролевых профилей пользователей с «ролевым» пользовательским интерфейсом. Это дает возможность определять не только перечень объектов, доступных пользователям для просмотра и редактирования, но и набор доступных в системе функций.

Побробнее о системе Alfabet PlanningIT

ИС Alfabet planningIT является средством стратегического планирования ИТ, как части управления жизненного цикла ИТ, реализованного через управление архитектурой предприятия. В отличие от систем предыдущих поколений она ориентирована на согласование развития основного бизнеса компании и развития ИТ-инфраструктуры.
В системе alfabet planningIT обеспечивается процесс согласования стратегических целей развития бизнеса с развитием ИТ-инфраструктуры, а также процесс сбора, анализа, обработки и реализации потребностей бизнеса с формированием ИТ-бюджета. Благодаря наличию в составе planningIT единого репозитария этот процесс делается прозрачным и контролируемым даже для неспециалистов ИТ.
ИС Alfabet planningIT содержит инструментарий для описания и моделирования физической инфраструктуры и бизнес-процессов. ИС Alfabet planningIT можно отнести к категории IT-Governance – т.е. к инструментам для эффективного применения, развития, планирования и управления ИТ в целях всего предприятия.
ИС Alfabet planningIT имеет модульную масштабируемую архитектуру и базируется на трехуровневой модели – веб-сервер, сервер приложений, база данных. planningIT предназначена для работы нескольких тысяч пользователей, в том числе в режиме удаленного доступа с помощью стандартного «тонкого» клиента.
Основные модули системы
Основные функциональные блоки системы Alfabet planningIT, соответствующие процессам управления архитектуры предприятия и управления жизненного цикла ИТ:
Модуль

Единый репозитарий
Logical Inventory
Управление бизнес-требованиями
Business Demand Management
Управление архитектурой приложений
Application Architecture Management
Управление архитектурой предприятия
Enterprise Architecture Management
Управление портфелем программ
Program Portfolio Management
Управление корпоративной стратегией и мастер-планирование
Enterprise Strategy and Master Planning
Управление стратегическими целями
Value Management
Управление версиями
Release Management
Управление соответствием лучшим практикам и стандартам
Compliance Management

В данной статье подробно описываются только три модуля системы Alfabet planningIT, имеющих отношение к управлению процессами «Управление бизнес-требованиями» и «Управление архитектурой приложений».

Модуль «Единый репозитарий»

Модуль «Единый репозитарий» обеспечивает создание и хранение детальной логической схемы существующей архитектуры предприятия на основе развитой преднастроенной расширяемой метамодели. Конструктор моделей, встроенный в единый репозитарий, позволяет, в случае необходимости, вносить изменения в метамодель.
Единый репозитарий поддерживает различные разрезы описания архитектуры.
Предоставляется возможность описывать логическую архитектуру бизнес-приложений, конкретные инсталляции, планируемые новые бизнес-приложения и т.п.
Единый репозитарий поддерживает на уровне метамодели различные типы объектов. Между объектами на различных уровнях детализации устанавливается взаимосвязь. Основные типы объектов, хранящихся в репозитарии: организация, бизнес-процесс, бизнес-функция, бизнес-приложение, платформа, компонент, оборудование, местоположение.
Основные типы взаимоотношений между объектами единого репозитария: организационная единица отвечает за бизнес-процесс, бизнес-процесс состоит из бизнес-функций, бизнес-приложение обслуживает бизнес-функцию, бизнес-приложение работает на платформе, платформа состоит из компонентов, компонент установлен на оборудовании, оборудование размещено в определенном месте. Однако, этот перечень взаимоотношений далеко не полон. Исчерпывающее описание объектов единого репозитария и взаимоотношений между ними содержится в описании метамодели.
Каждый объект в едином репозитарии имеет жизненный цикл. Это позволяет описывать различные состояния объектов во времени. Единый репозитарий поддерживает различные состояния ИС: тестовая, опытно-промышленная, промышленная, коммерческая эксплуатация, вывод из эксплуатации. Поддерживается графическое отображение жизненного цикла ИС.

Существенной особенностью метамодели, используемой в системе alfabet planningIT, является описание бизнес-поддержки со стороны бизнес-приложений через механизм бизнес-функций, бизнес-сервисов и запросов сервисов. Это позволяет получить детальную картину бизнес-поддержки и оценить уровень, в том числе качество, такой поддержки.

Основные функции, поддерживаемые модулем «Единый репозитарий»

Документирование архитектуры
Модуль «Единый репозитарий» является основой системы Alfabet planningIT и входит в поставку системы с минимальной функциональностью. Этот модуль поддерживает систему навигации по базовой модели архитектуры предприятия. Обеспечивается документирование отдельных объектов: приложений, компонентов, устройств и т.п. Здесь же можно определить основные стандарты, например, наборы стандартных компонентов и платформ. Для организации процесса управления документированием архитектуры реализован механизм мониторов: по активности, по не активности и по датам.

Модуль «Управление бизнес-требованиями»

Модуль «Управление бизнес-требованиями» служит для постоянного документирования и консолидации бизнес-требований в контексте текущих и стратегических составляющих с инициализацией соответствующих проектных предложений.

Основные функции модуля «Управление бизнес-требованиями»

Сбор и хранение бизнес-требований

Помимо ввода бизнес-требований, осуществляется выявление сходных бизнес-требований. Это позволяет избежать дублирования при реализации проектов, порожденных на основе похожих бизнес-требований.
При создании новых и документировании существующих бизнес-требований проводится привязка бизнес-требований к стратегическим целям предприятия и его архитектурным элементам. Приоритет при реализации (включении в проект бюджета) получают бизнес-требования, согласованные со стратегическими целями предприятия или его ИТ подразделений.

Ревизия бизнес-требований

На этом этапе принимается решение об отказе от избыточных бизнес-требований. Это может быть связано с чрезмерными техническими и финансовыми требованиями, превосходящими потребности прикладной задачи. Может быть проведено разделение на части слишком общих бизнес-требований. Обычно это касается бизнес-требований, формируемых на основании высокоуровневых стратегических решений. Кроме того, отклоняются бизнес-требования, реализация которых признана слишком сложной или рискованной.

Инициализация предложений по бизнес-требованиям

На этом этапе проводится определение бизнес-требований, которые могут быть объединены в одно требование. На основании одного или нескольких бизнес-требований формируется предложение к проектированию. На основе этого предложения в последующем будет готовиться одно или несколько проектных решений. При этом осуществляется консолидация возможных эффектов от реализации проектных предложений (например, влияние на архитектуру приложений), дается предварительная оценка сроков реализации предложений, назначаются ответственные за реализацию того или иного проектного предложения. Предпочтение получают проектные предложения, имеющие большую ценность для бизнеса. Предложения также могут учитываться с точки зрения архитектурной сложности.
Проектные предложения также привязываются к элементам текущей архитектуры предприятия.

Модуль «Управление архитектурой приложений»

Модуль «Управление архитектурой приложений» обеспечивает детальный анализ существующей и целевой архитектур для разработки и сравнения целевых сценариев определенных проектов ИТ. Он поддерживает анализ недостатков, подготавливает планы миграции и производит проверку планов на совместимость их друг с другом.

Основные функции модуля «Управление архитектурой приложений»

Документирование приложений

В модуле «Управление архитектурой приложений» обеспечивается поддержание в актуальном состоянии данных о бизнес-приложениях. Это делается через ролевой механизм ответственных за конкретные бизнес-приложения. Кроме того, определенную информацию для нужд стратегического планирования можно получать из систем оперативного управления ИТ и баз данных конфигураций. Это касается описания информационной, технической и физической составляющих описания бизнес-приложений.
Однако, поддержание бизнес-составляющей описания бизнес-приложений, самой важной для целей стратегического планирования и определения бизнес-поддержки со стороны ИТ, в большинстве случаев приходится осуществлять вручную. К счастью, такую работу в большом объеме надо проводить только при первоначальном формировании единого репозитария. Кроме того, ценность от описания бизнес-поддержки со стороны бизнес-приложений многократно превосходит затраты на создание этого описания.

Анализ портфеля приложений

На данном этапе осуществляется обзор текущего и планируемого портфелей бизнес-приложений. Цель заключается в определении такого набора бизнес-приложений, который мог бы обеспечить максимальную бизнес-поддержку со стороны бизнес-приложений. Обзор текущего портфеля бизнес-приложений позволяет определить уровень существующей бизнес-поддержки, выявить недостаточность или избыточность поддержки и определить набор изменений портфеля приложений.

Создание планируемой архитектуры

Для создания планируемой архитектуры необходимо сформировать правильно структурированный набор проектных предложений. Это означает анализ поступивших предложений к проектированию, анализ текущей и консолидированной планируемой архитектуры, анализ необходимых усилий для различных альтернативных вариантов.
Создание одного или нескольких вариантов будущих проектируемых архитектур начинается с приглашения внутренних и внешних соискателей для организации процесса подготовки проектных решений. Создается детальная структура работ. Разные варианты трансформации архитектуры приложений оцениваются по сформированному набору критериев. Конкурирующие варианты архитектурных решений оцениваются, прежде всего, по сложности, затратам времени, стоимости и требований к навыкам и квалификации. Для последующей работы производится выбор предпочтительного проектного решения.
Сгруппированные варианты решений образуют проект плана миграции. Бюджетные статьи по этим проектным решениям формируются в соответствии с правилами оформления заявок на инвестирование. Наборы проектных решений участвуют в разработке плана миграции. После определения набора предпочтительных проектных решений с точки зрения архитектуры приложений, он передается для дальнейшей приоритизации и бюджетирования в модуль системы Alfabet planningIT «Управление портфелем программ» или аналогичный модуль другой системы.

Заключение

Методология и технология, реализованная компанией Alfabet в информационной системе planningIT, получила высокую оценку со стороны бизнес-сообщества.
Среди клиентов компании Alfabet – пользователей системы planningIT такие компании как DaimlerChrysler, BMW, T-System, Die Bahn, WestLB, Bayerische Landesbank, Deloitte, Deutsche Telecom. В настоящее время профессиональное сообщество пользователей системы planningIT насчитывает более 15 тысяч человек, работающих в разных отраслях: автомобилестроение, авиастроение, транспорт, логистика, телекоммуникации, консалтинг, банковское дело, страхование, туризм и другие.
Ряд крупных немецких компаний – в их числе Deutsche Börse, Deutsche Post, Gillette, HVB Systems, Siemens, TUI, T-Com – заинтересованных в приобретении систем в области управления архитектурой предприятия, аналогичных planningIT, заказали масштабное исследование рынка тестовой лаборатории Мюнхенского технического университета. Целью независимого тестирования было определение возможностей систем управления архитектурой предприятия, представленных сегодня на рынке.
Тестирование проводилось по семи функциональным задачам, связанным с управлением архитектурой предприятия.
В октябре 2005 года после десяти месяцев интенсивной работы были опубликованы результаты тестирования. Наилучшие результаты во всех семи функциональных тестах показал продукт planningIT компании Alfabet AG.
Внедрение информационной системы Alfabet planningIT может уже в течение первых лет принести экономический эффект в 4-5 миллионов долларов и более. Слагаемые повышения эффективности приведены в таблице.
Преимущества
Потенциал
Детализация
Точное видение текущей ИТ-инфраструктуры
Экономия до 15% от стоимости проекта (Deloitte, Detecon, TSI)
Сбор данных об ИТ структуре - от 15% до 30% всего бюджета проекта
Проектная детализация
Согласование потребностей и возможностей
Экономия до 20% от стоимости проекта (IBM, Standish Group)
40% проектных ошибок порождены некорректными требованиями 50% всей стоимости проекта уходит на переделку работ, из них 70% по причине некорректных требований
Сравнение и выбор приоритетных ИТ инвестиций
Экономия до 20-30% инвестиций (McKinsey, IBM)
30% проектов не дают ожидаемого вклада для бизнеса компании
25% проектов дают тот же результат при сокращении их бюджетов
Учитывается взаимное влияние проектов
Планирование и стандартизация ИТ элементов
Экономия 20-30% общих операционных расходов (McKinsey, IBM, Meta Group)
Стандартизация результатов
Модульная инфраструктура, консолидация аппаратных и средств ПО
Сокращение эксплуатационных расходов
Формализация процессов управления
Экономит 40% неоперационных расходов на персонал (MIT)
Сокращение сроков реализации проектов на 30%-50%

Комментариев нет: